Эми Уайнхаус знала, что умрет раньше, чем состарится
![Известия](https://iz.ru/profiles/portal/themes/purple/images/favicons/apple-icon-180x180.png)
По фантастической харизме, композиторскому таланту и бешеному ритму и
стилю жизни Эми Уайнхаус всегда сравнивали с героями 1960-х. Такими же молодыми,
яркими, непримиримыми и четко понимающими, что умрут раньше, чем состарятся. «Она
должна держать себя в руках, если не хочет повторить нашу «историю болезни», —
сказал однажды страстный поклонник Эми Кейт Ричардс.
Музыкант великих Rolling Stones, с которыми Эми
однажды выйдет, чтоб спеть легендарную Ain't too Proud to Beg, знал, о чем говорит. Не увидеть в
деструктивном празднике жизни Эми предпосылок для раннего финала для Ричардса,
профессионала в этом вопросе, было сложно. Такие не верят в тормоза,
надеясь на нестабильный рок-н-ролльный авось.
Успех и финал Эми во многом были предопределены: семьей (где музыка звучала
из любого утюга), ранним началом — свою первую группу Sweet'n'Sour она собрала
в десятилетнем возрасте, первыми
экспериментами с расширяющими сознание препаратами и субстанциями. Впрочем,
сознание это как в расширенном, так и в нормальном состоянии
органично впитывало джаз, соул, фанк, ритм-н-блюз, рок-н-ролл. Что и
вылилось в 2003 году в дебютный альбом Frank, а спустя три года, пожалуй,
в лучшую женскую рок-пластинку начала века — Back To Black.
Эми сравнивали с
самыми именитыми вокалистками джаза и соула, одаривали наградной платиной, но ее, нырнувшую с головой в
глубины «черной» музыки, интересовало совсем
другое.
Появление Эми на любой концертной площадке
было гарантией, что зритель получит те самые слова и ноты, которых больше
не делают и чей секрет дано понять редким избранным. Кто не верит, пусть посмотрит одно из лучших
выступлений Эми — лондонский Live From Shepherd's Bush Empire в 2007 году. Схему, когда артист буквально
падает после выступления, а зритель «растоптан» и не очень представляет свое дальнейшее
существование на земле, Уайнхаус перенимала у
лучших из лучших. Наряду с татуировками, дикими нарядами и макияжем,
бесчисленными приводами в участок, реабилитационными клиниками,
драками с невнятными бойфрендами и мужьями и срывами
концертов.
За обсуждением
всей этой шелухи на задний план уходило главное — удивительное
мастерство, с которым она интегрировала дух, энергию, страсть, нежность и силу
пронзительного соула 1950–1960-х в саундтрек современности, так сильно
обделенный каждым из этих качеств.
Так же как ее самый четкий жизненный аналог — Дженис Джоплин, Эми записала до обидного мало альбомов. Хотя каждый из них стоит
многолетних дискографий иных коллег. Так же, как и Дженис, во всем, что
касается музыки, Эми привыкла идти до конца. Отметая самые сладкие предложения —
вроде написания песни для «Бондианы» — только потому, что это «неинтересно». Никому из сильных мира шоу-бизнеса не удалось превратить «отчаянием сорванный голос» в «привычный фальцет».
Загадку этой
сумасшедшей, отчаянной, феерически талантливой певицы еще предстоит разгадывать
как летописцам современной музыки, так и тем, кто рискнет повторить ее путь. Прорываясь сквозь джунгли бесчисленных старлеток и фрик-клонов
вроде Леди Гаги, все они не раз разведут
руками перед теми музыкальными тайнами, которые так легко, весело и элегантно
раскрывала безбашенная хрупкая девчонка по имени Эми Джейд
Уайнхаус.