Десантники прошли крестным ходом по Красной площади

Всем известно, что празднование Дня ВДВ по традиции завершается купанием желающих в городских фонтанах — невзирая на погоду. А вот каким образом этот день начинается, известно хуже. Меж тем утром 2 июля десантники собираются у храма своего небесного покровителя Илии-пророка на соответствующей улице Ильинка.
На часах 8.15. Красная площадь и Ильинка заполнены
бравыми солдатами в голубых беретах. Из динамиков несутся звуки богослужения —
в храме Пророка Илии епископ Бронницкий Игнатий совершает литургию. Правда, в
самой церкви удалось заметить только одного десантника с беретом да еще одного отставника с
наградами на пиджаке. Остальные, как и полагается, — женщины разных возрастов в
белых платочках. Впрочем, на улице слышно еще и лучше.
Как описано в Библии,
огненная колесница унесла пророка на небо живым. Сегодня икона Пророка Илии
стоит на колесах из красных и белых цветов прямо на Ильинке. Под сапоги стоящих
в карауле десантников ложатся розовые лепестки — нарядные девушки
широкими жестами рассыпают их на брусчатку. «Традиция такая — а что означает,
никто не знает», — пожимают плечами они. Лепестки падают в лужи...
Между Спасской башней и Лобным местом показательно марширует рота
почетного караула. Мгновенно перестраивается, спина к спине образует вокруг
знамени кольцо, ощетинившееся штыками. Из-за ограды им машут зрители в голубых
беретах. «Мы-то уже отслужили, а это еще курсанты, — объясняют они. — Но наши
однополчане все здесь, пришли повидаться». «Десантники в запасе» говорят,
что в фонтаны не полезут: «Мы отдыхаем культурно: водочка, селедочка...»
Восьмилетний Яша пришел на Ильинку, чтобы пройти с
десантниками крестным ходом от храма к Лобному месту. У Яши тройной праздник: День ВДВ, Илья-пророк и
мамин день рождения. Голубой берет — на нем, а зеленый, как у пограничников, —
дома: парень еще не определился ни с родом войск, ни вообще с выбором военной
карьеры, но парашют уже сделал своими руками. К счастью, не опробовал. «Я еще
мал», — объясняет он, как взрослый. А 12-летний Михаил разворачивает
флаг ВДВ и говорит, что гордится отцом-десантником (тот уволился в запас в 1989
году, когда сына еще не было на свете) и уже решил пойти по его стопам. Утром именно эти
мальчишки оказались в центре всеобщего внимания. А
через пару часов еще десятки кадетов всех возрастов прошли маршем по Красной площади. Девочки с косичками
смотрелись особенно решительно.
Непонятно как проникшая сквозь оцепление группа пожилых
иностранных туристок бросается фотографировать происходящее. Здоровенный
военный машет им флагом с девизом «Никто, кроме нас» — и видно, что полотнище изношено до дыр. Вообще купить символику ВДВ — флаги, береты —
можно без особых проблем тут же, в конце Васильевского спуска.
Литургия идет своим чередом. «Я в эти божеские дела не
лезу», — отмахивается один из десантников. «Это знак свыше, что мы на верном
пути, — говорит другой. — Это раньше запрещали «опиум для народа», а сегодня мы
пришли в храм, помянули товарищей, поставили свечки за здравие». «Это должно
быть у каждого внутри», — подытоживает третий. Офицеры запаса понаслышке
знают, что в Рязанском военном институте ВДВ набрали целую роту капелланов, а
это, говорят, такой специальный военный священник, ответственный за души и мусульман, и православных. Здоровые мужики в свой праздник не хотят верить,
что таких «универсальных» священников не бывает.
Православные батюшки с епископом
Игнатием тем временем выходят к Лобному месту. Сюда в Ильин
день ходили на молебен еще в XVII веке царь Михаил
Федорович с патриархом Филаретом. Конечно, сейчас — напротив открытого для
посетителей Мавзолея (очередь тянется до памятника Жукову) и с торжественным обращением главнокомандующего ВДВ генерала-лейтенанта
Владимира Шаманова — праздник вряд ли показался бы царю привычным. Но как тогда, так и сейчас поют «Многая лета» — в том числе «воеводе
Владимиру», имея в виду Шаманова. «Многая лета» всем, а значит, и
15-летним девчонкам, которые поступили в кадетский корпус ВДВ в Кисловодске и с
нетерпением ждут сентября, когда впервые прыгнут с парашютом. И ветерану
Отечественной войны полковнику ВДВ в отставке Ивану Тарану: у него три
правнука, четыре внучки, множество боевых наград. Он освобождал Бельгию,
Австрию, Чехословакию, а о молодых курсантах говорит: «Это же однополчане,
братья-десантники!» Таран уже третий год приходит на День ВДВ и просит десантников вылезти из фонтанов и соблюдать приличия. Говорит, слушаются.
Владимир Жириновский, выступая в голубом берете
на Васильевском спуске, обещает каждому десантнику премию: «Вы наш коллективный
Кутузов и наш коллективный Жуков! Все достойны, все заслужили!» В толпе
смеются скорее одобрительно, хотя на вопрос «Будете ли обращаться к нему за
премией?» отвечают уклончиво: «Слушай лучше, про нас начинается песня». Только
в такой день председатель совета ветеранов ВДВ может кричать с трибуны: «Вы
несете службу во время военной реформы, будь она проклята!» Только в День ВДВ
десантники едят горячую гречку с тушенкой у подножия храма Василия Блаженного и
фотографируются с флагами — грудь колесом, если не в боевых, то в юбилейных
медалях.
Днем рождения ВДВ считается 2 августа
1930 года. Тогда на учениях Московского военного округа под Воронежем
впервые было выброшено на парашютах десантное подразделение. В настоящее время в ВДВ служат 35 тыс. человек. А десантников разных поколений в России — миллион. Владимир
Шаманов без запинки называет число новобранцев и количество парашютных прыжков
за учебный год.
Второй день, когда встречаются десантники, — 27 декабря. У
могилы десантника № 1 Василия Маргелова на Новодевичьем кладбище разворачиваются
те же флаги с его именем, что реют над беретами сегодня. Этот генерал
олицетворяет целую эпоху ВДВ, в его честь десантники говорят о себе: «ВДВ — войска дяди Васи». Только постоянно возникающая тема
купания в парке Горького — даже после похолодания — показывает: чтобы вытащить подвыпивших бойцов из
фонтанов, нужен или Пророк Илия, или генерал Маргелов собственной персоной. Без
них — только в воду.