От России в «Формуле-1» могут выступать два пилота. Но легче пролезть в бутылочное горлышко
- Статьи
- Спорт
- От России в «Формуле-1» могут выступать два пилота. Но легче пролезть в бутылочное горлышко

— В «Формуле-1» уже есть один российский пилот — Виталий Петров. Может ли появиться второй?
— На данный момент в России есть два пилота, которые имеют суперлицензию FIA, позволяющую выступать в гонках «Формулы-1». Это Виталий Петров и Михаил Алешин. Считаю, что второй из них по своему уровню готов стать «призовым пилотом», тем более что в прошлом году Алешин выиграл престижную Мировую серию «Рено».
Но есть несколько «сбивающих» факторов. Попасть в «Формулу» — все равно что пролезть в бутылочное горлышко. Во-первых, в чемпионате мира участвуют всего 12 команд и 24 гонщика. Тогда как на листе ожидания на смену им во всем мире стоят многие десятки, если не сотни талантливых претендентов, в том числе наш Алешин.
Во-вторых, все призовые пилоты имеют мощную спонсорскую поддержку, тогда как у Михаила, по моим сведениям, ее нет. В-третьих, даже наличие финансовых гарантий еще не гарантирует интереса той или иной команды к гонщику. Порой решение принимается на политическом уровне. Например, появление индийского пилота в «Формуле» обусловлено подготовкой этой страны к приему этапа чемпионата мира.
— Но Россия тоже будет проводить начиная с 2014 или 2015 года Гран-при в Сочи. Это может помочь представить полноценную команду «Формулы-1» из двух человек?
— А это вопрос уже не к нам, а к владельцам команд. Наше дело — организация и проведение соревнований в стране, выдача национальных лицензий. Национальная федерация не наделена полномочиями лоббировать продвижение спортсменов в команды. Мы также не можем выступать финансовым гарантом гонщиков. По уровню мастерства это вполне возможно. За спиной Виталия Петрова и Михаила Алешина немало других одаренных ребят. Надо лишь создать условия для их роста, чем мы и занимаемся. Кроме того, я вообще очень осторожно отношусь к нынешнему проекту строительства трассы в Сочи.
— Что в проекте Гран-при России в Сочи не так?
— Гонки там пройдут по улицам города. Архитектором Германом Тильке трасса в Сочи задумана, как временная. Значит, ничего, кроме больших затрат, город и страну не ждет. Соглашение с Берни Экклстоуном на проведение российского этапа не способно окупить вложения, оно обойдется намного дороже, чем другие Гран-при («Известия» уже сообщали, что только за проведение права провести гонку в Сочи Россия будет платить FIA не менее $60 млн за каждый сезон, что является «мировым рекордом»). Пока неясно, захотят ли заявленные десятки тысяч иностранных болельщиков приехать в Сочи. Не факт, что город Сочи, и особенно аэропорт, даже после реконструкции справится с таким наплывом гостей за один уикенд.
Для нормального развития автоспорта нужна стационарная трасса, которую можно было бы эксплуатировать если не круглый год, то хотя бы полгода. Тогда она будет сама себя кормить даже по окончании пятилетнего контракта.
— Сколько стоит входной билет гонщика в «Формулу-1»?
— Все зависит от команды. Если это «конюшня» с невысокими амбициями, может хватить и €5 млн на сезон. Попадание же в топ-команду обойдется в несколько десятков миллионов, которые расходуются на постройку машин, оплату работы инженеров и механиков.
— Кто обычно выделяет такие суммы?
— Либо одна крупная корпорация, либо несколько, но помельче. В западном бизнесе многое построено на рекламе автоконцернов и производителей сопутствующих товаров, которым интересно, чтобы на бортах болидов красовались их логотипы.
— Но в России-то осталась лишь пара заводов, выпускающих отечественные марки машин.
— Не согласен. Если говорить даже исключительно об авторынке, у нас есть вполне успешные сборочные производства и мощные производители нефтепродуктов, которым вполне по силам поучаствовать в продвижении русских пилотов не только в «Формулу-1», но и во второстепенные гоночные серии. Однако такого желания не видно, поскольку все ждут команды «сверху» и лишь потом ее исполняют. Именно поэтому у нас сейчас в «Формуле-1» только один пилот, а не два.