Первые лица Польши будут летать гражданскими самолетами

Правительство Польши приняло решение расформировать 36-й Специальный транспортный полк ВВС, выполнявший задачи по авиаперевозке высших должностных лиц страны. Этот шаг стал частью большой чистки, предпринятой кабинетом Дональда Туска в отношении высшего военного руководства Польши. Самолет Ту-154 с президентом Польши Лехом Качиньским на борту, разбившийся неподалеку от аэропорта Смоленск-Северный, был приписан именно к 36-му спецполку.
Полк был сформирован еще в 1945 году специально для перевозки первых лиц. По примеру большинства европейских стран, подразделение было приписано к военно-воздушным силам.
Это, по мнению комиссии, и послужило главной причиной смоленской трагедии. Военные пилоты не имели необходимого опыта полетов на гражданских лайнерах, командование ВВС не уделяло должного внимания подготовке летного состава. Кроме того, военные пилоты могли подвергаться в полете давлению своих непосредственных командиров.
Решением правительства Дональда Туска обязанности по перевозке первых лиц Польши отныне передаются национальной гражданской авиакомпании LOT. Весь парк 36-го спецполка будет распродан. Впрочем, распродавать особо и нечего: в распоряжении правительственного отряда после катастрофы под Смоленском остался только еще один советский Ту-154, четыре Як-40 для местных рейсов и два среднемагистральных лайнера Embarer-175 бразильского производства.
Решение о расформировании правительственного полка многие поляки, особенно связанные с армией, считают чрезмерным. Бывший министр обороны Польши Януш Онушкевич, дважды возглавлявший военное ведомство страны — в 1991–1993 годах и в 1997–2000 годах, заявил «Известиям»:
— 36-му полку необходим был не разгон, а переподготовка, обучение летного состава работе на новых самолетах. И эта подготовка уже велась, летчики в ближайшее время были готовы сесть за штурвал новых самолетов.
Отставка Богдана Клиха и других польских военачальников была, по мнению Онушкевича, обусловлена политическими причинами.
— Доклад комиссии Миллера практически полностью состоял из критики действий командования ВВС Польши и военного руководства страны в целом, — считает экс-министр. — Под давлением подобных обвинений Богдан Клих был просто вынужден уйти в отставку.
На посту министра обороны Клиха сменил Томаш Семоняк, бывший заместитель министра внутренних дел. Непосредственный шеф Семоняка — глава МВД Ежи Миллер как раз и возглавлял правительственную комиссию по расследованию смоленской катастрофы.