В Москве ликвидируют Музей народных промыслов

Фонд народных художественных промыслов РФ, который занимает старинное здание бывшего Торгово-промышленного музея кустарных изделий, возведенное еще в конце XIX века Сергеем Морозовым, братом известного промышленника и мецената Саввы Морозова, находится под угрозой ликвидации.
Планируется выселить его из особняка, расположенного в центре Москвы по адресу Леонтьевский переулок, 7, и разместить здесь Российско-польский фонд с пока неизвестной миссией.
Здание, в котором расположен фонд, было построено еще в 1901 году. В его оформлении принимали участие известные российские художники: Врубель, Васнецов, Серов и Коровин. В 1974 году особняк признали объектом культурного назначения, а в 1994 году президентским указом фонду передали здание в аренду.
Ошибки «перестройки»
Эпопея с выселением организации тянется уже более 20 лет. Первая попытка «притеснения» сотрудников музея и фонда произошла еще в середине 1990-х годов. Тогда в здание вселился Союз казачьих формирований, а чуть позже одно из строений особняка заняла Высшая школа приватизации и предпринимательства (ВШПП).
— Казачий союз пришлось выселять с ОМОНом. Когда мы вошли в здание музея, все комнаты были завалены матрацами. «Казаки» тут жили семьями. Нам пришлось нанимать пять машин, чтобы только одни матрацы вывезти, — рассказывает президент фонда Велена Островская.
В 1999 году Музей кустарных изделий признали структурным подразделением Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПНИ), и многие коллекции были перевезены туда. Правда, сами фонды были изъяты довольно нетрадиционными методами. К примеру, каминное панно, сотворенное по эскизам Врубеля, было просто вырублено из стены.
— Навалом все стали свозить туда (в ВМДПНИ. —«Известия»), чтобы наполнить пустующий музей. Хотя по распоряжению президента Музей кустарных изделий должен был остаться на своем историческом месте, — поясняет Островская.
Ансамбль для президента
Спустя еще семь лет музей и фонд вообще лишились большей части своего особняка: помещения здания отдали под нужды танцевального ансамбля «Березка» при управлении делами президента РФ.
— В помещениях, отданных «Березке», был сделан евроремонт. Лепнина начала ХХ века была сбита. Часть экспозиционного зала, расписанного художниками знаменитого Жостова, была «реставрирована» обыкновенными малярами. А в декорированных помещениях вообще устроили душевые и гримерки, — говорит Островская.
Сейчас экспозиция музея расположена в двух миниатюрных комнатах на первом этаже здания. Мастерам и художникам фонда приходится ютиться в каморках, разбросанных по всему зданию. Все остальные помещения шикарного четырехэтажного особняка закрыты — на них претендует руководство танцевального ансамбля, а на дверях главного крыльца «морозовского дома» висят два истрепанных листка, надпись на которых гласит, что вход в музей и фонд находится во дворе.
— Главный вход использует «Березка». Для нас он закрыт, — рассказывает Островская.
В данный момент фонд судится с территориальным управлением Росимущества Москвы, которое отказывается продлевать срок аренды, истекший в 2010 году.
— На месте фонда Министерство культуры планирует организовать Российско-польский фонд. Срок аренды Росимущество нам продлевать отказывается, прокуратура настроена решительно. Сейчас велики шансы, что и музей, и фонд просто окажутся на улице, — говорит президент фонда.
О миссии Российско-польского фонда в открытых источниках нет никакой информации. Столичный департамент культуры и территориальное управление Росимущества отказались предоставить «Известиям» комментарии о судьбе фонда.
По мнению координатора общественного движения «Архнадзор» Натальи Самовер, историческое здание, из которого планируется выселить фонд, необходимо использовать по прямому музейному назначению.
— Исторически это здание связано с сохранением наследия народной культуры. И было бы правильно, если бы это так дальше и продолжалось, — считает градозащитник.