Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
В Бразилии начали проверку после сообщений о минировании посольства России
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Мир
МИД Польши раскритиковал Дуду за заявление о ядерном оружии
Мир
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА

В Москве ликвидируют Музей народных промыслов

В особняк Сергея Морозова вместо него хотят вселить Российско-польский фонд
0
В Москве ликвидируют Музей народных промыслов
фото: «Известия»
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Фонд народных художественных промыслов РФ, который занимает старинное здание бывшего Торгово-промышленного музея кустарных изделий, возведенное еще в конце XIX века Сергеем Морозовым, братом известного промышленника и мецената Саввы Морозова, находится под угрозой ликвидации.

Планируется выселить его из особняка, расположенного в центре Москвы по адресу Леонтьевский переулок, 7, и разместить здесь Российско-польский фонд с пока неизвестной миссией.

Здание, в котором расположен фонд, было построено еще в 1901 году. В его оформлении принимали участие известные российские художники: Врубель, Васнецов, Серов и Коровин. В 1974 году особняк признали объектом культурного назначения, а в 1994 году президентским указом фонду передали здание в аренду.

Ошибки «перестройки»

Эпопея с выселением организации тянется уже более 20 лет. Первая попытка «притеснения» сотрудников музея и фонда произошла еще в середине 1990-х годов. Тогда в здание вселился Союз казачьих формирований, а чуть позже одно из строений особняка заняла Высшая школа приватизации и предпринимательства (ВШПП).

— Казачий союз пришлось выселять с ОМОНом. Когда мы вошли в здание музея, все комнаты были завалены матрацами. «Казаки» тут жили семьями. Нам пришлось нанимать пять машин, чтобы только одни матрацы вывезти, — рассказывает президент фонда Велена Островская.

В 1999 году Музей кустарных изделий признали структурным подразделением Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПНИ), и многие коллекции были перевезены туда. Правда, сами фонды были изъяты довольно нетрадиционными методами. К примеру, каминное панно, сотворенное по эскизам Врубеля, было просто вырублено из стены.

— Навалом все стали свозить туда (в ВМДПНИ. —«Известия»), чтобы наполнить пустующий музей. Хотя по распоряжению президента Музей кустарных изделий должен был остаться на своем историческом месте, — поясняет Островская.

 Ансамбль для президента

Спустя еще семь лет музей и фонд вообще лишились большей части своего особняка: помещения здания отдали под нужды танцевального ансамбля «Березка» при управлении делами президента РФ.

— В помещениях, отданных «Березке», был сделан евроремонт. Лепнина начала ХХ века была сбита. Часть экспозиционного зала, расписанного художниками знаменитого Жостова, была «реставрирована» обыкновенными малярами. А в декорированных помещениях вообще устроили душевые и гримерки, — говорит Островская.

Сейчас экспозиция музея расположена в двух миниатюрных комнатах на первом этаже здания. Мастерам и художникам фонда приходится ютиться в каморках, разбросанных по всему зданию. Все остальные помещения шикарного четырехэтажного особняка закрыты — на них претендует руководство танцевального ансамбля, а на дверях главного крыльца «морозовского дома» висят два истрепанных листка, надпись на которых гласит, что вход в музей и фонд находится во дворе.

—  Главный вход использует «Березка». Для нас он закрыт, — рассказывает Островская.

В данный момент фонд судится с территориальным управлением Росимущества Москвы, которое отказывается продлевать срок аренды, истекший в 2010 году.

— На месте фонда Министерство культуры планирует организовать Российско-польский фонд. Срок аренды Росимущество нам продлевать отказывается, прокуратура настроена решительно. Сейчас велики шансы, что и музей, и фонд просто окажутся на улице, — говорит президент фонда.

О миссии Российско-польского фонда в открытых источниках нет никакой информации. Столичный департамент культуры и территориальное управление Росимущества отказались предоставить «Известиям» комментарии о судьбе фонда.

По мнению координатора общественного движения «Архнадзор» Натальи Самовер, историческое здание, из которого планируется выселить фонд, необходимо использовать по прямому музейному назначению.

— Исторически это здание связано с сохранением наследия народной культуры. И было бы правильно, если бы это так дальше и продолжалось, — считает градозащитник.

Комментарии
Прямой эфир