Кто убил Альбера Камю

Согласно версии, растиражированной западными СМИ, в 1960-м агенты КГБ устроили в сотне километров от Парижа автомобильную катастрофу, в которой погиб знаменитый писатель и его друг Мишель Галлимар.
— Я не думаю, что это правдоподобно, — заявил Мишель Онфре, который завершает работу над биографией писателя. — КГБ имел в своем распоряжении различные средства, которые позволили бы ему иначе уничтожить Камю. Советы, возможно, и хотели бы расправиться с Камю, но не таким образом.
Автором сенсации выступил итальянский исследователь Джованни Кателли, специалист по Восточной Европе. Свою «теорию заговора» он изложил на страницах газеты «Коррьере делла сера». В ее основу легли дневники чешского поэта Яна Забраны «Вся моя жизнь», которые увидели свет после его смерти. Кателли утверждает, что в их итальянском издании по непонятным причинам был опущен важный фрагмент. В нем Забрана рассказывает о своей встрече с русским, который каким-то образом был связан с советской разведкой.
«Я услышал очень странную вещь от этого человека, который многое знает и который располагает необходимыми источниками, — писал поэт. — Он утверждает, что автомобильная катастрофа, которая стоила жизни Камю, была делом рук советских шпионов. Они повредили шину, применив изощренное приспособление, которое на ходу режет или дырявит покрышку, и она лопается на большой скорости».
В тот день, возражает Мишель Онфре, писатель должен был возвращаться в Париж поездом (сохранился его неиспользованный билет). «Однако в последний момент, — напоминает Онфре, — он решил ехать с Мишелем Галлимаром, племянником знаменитого издателя. Да и автомобиль марки Facel Vega, неустойчивый на дороге, принадлежал Мишелю, а не Камю».
Однако согласно Яну Забране, приказ о ликвидации Камю исходил лично от советского министра иностранных дел Дмитрия Шепилова. Такова была «расплата» за статью в журнале «Фран-Тирер», в которой Камю обрушился на Шепилова в связи с подавлением антисоветского мятежа в Будапеште в 1956 году.
Другой биограф Альбера Камю, французский историк Оливье Тодд, который работал в советских архивах, не нашел никаких намеков на причастность советских органов к гибели писателя. «Я не верю в достоверность всей этой истории, хотя и считаю, что КГБ был на это способен», — подчеркивает Тодд.
Сотрудник пражского Института по изучению тоталитарных режимов Войтех Рипка также осторожен в оценках. По его словам, данную версию просто невозможно проверить. «Материалы, имевшие отношение к Советскому Союзу, Чехословацкая тайная полиция (СТБ) направляла непосредственно в Москву. И русские не дадут доступа к этим документам», — уверен господин Рипка.