Старейшины потребовали от Росфинмониторинга 1 млн рублей

Глава общественной организации «Совет старейшин балкарского народа КБР» Исмаил Сабанчиев обратился в Мещанский районный суд Москвы с исковым заявлением к Росфинмониторингу. Сабаничев требует от ведомства 1 млн рублей — компенсацию за то, что совет включили в список экстремистских организаций наряду с исламскими фундаменталистами и ультраправыми националистами.
Поводом для скандала стала июльская публикация в «Российской газете» черного списка, в который Росфинмониторинг включил внушительный перечень людей и организаций, связанных с терроризмом. Он состоит из двух частей: в первой значатся 104 зарубежных объединения и 401 иностранный экстремист. Вторая часть содержит 46 организаций и еще 1510 имен из России. Одним из фигурантов стал Совет старейшин балкарского народа, который на момент публикации открыто работал на территории республики.
Включение в черный список чревато не только ударом по репутации: кредитные организации вправе отказаться от договоров с ними, а все финансовые операции фигурантов перечня должны быть приостановлены на срок до двух суток, о чем сразу же информируются компетентные органы. Поэтому, узнав от «Известий» о своих связях с террором, старейшины вознамерились судиться до победного конца.
— Это абсурд, наш председатель Исмаил Сабанчиев входит в Общественный совет при президенте КБР, в котором председательствует сам глава республики, — заявил член Совета Бахаутдин Этезов. — Причем в указе о создании Общественного совета от 15 июля этого года есть отдельное примечание, что в него не входят организации экстремистского толка.
В Росфинмониторинге к сообщению «Известий» об иске в свой адрес отнеслись спокойно, переадресовав претензии к силовикам.
— Правильно, что судятся — имеют право, — сообщил замглавы управления по противодействию финансированию терроризма Росфинмониторинга Валерий Макешин. — Нашей вины здесь нет: мы составляли списки на основе тех данных, которые приходили из силовых ведомств и Минюста.
Старейшины уверены: место в списке они заняли неслучайно, поскольку для республиканских властей они как бельмо на глазу. Организация пользуется популярностью среди части населения КБР за разоблачения афер с землей, которые якобы проворачивают местные чиновники.
Однако все могло обойтись без злого умысла. В 2008 году прокуратура республики приостановила деятельность организации из-за нескольких публикаций, посвященных главе Кабардино-Балкарии Арсену Канокову. Старейшины пытались было судиться, но решение поддержал сначала городской суд Нальчика, а затем — Верховный суд республики. Вступился за старейшин лишь Верховный суд России, отменив приговор. После этого перед старейшинами публично извинился сам прокурор Кабардино-Балкарии Олег Жариков. Но осадок в виде устаревших данных остался.
— Да не было у нас указа сверху «давить» старейшин, — заверил источник в прокуратуре республики. — На них, честно говоря, даже жалоб не поступало. Просто пока организация была под запретом, мы писали об этом в Росфинмониторинг. А вот письмо о том, что они легализовались, видимо, не дошло.
Так же считают и в Росфинмониторинге.
— Подобный список публиковался впервые, — объяснил Валерий Макешин. — И не все ведомства сработали гладко. В другой раз будет лучше. Могу вас уверить: в свежем списке Совета старейшин уже нет.