В Омске поймали мобильный отряд похитителей нефти

В Омской области завершено расследование уголовного дела самарской группировки «Индейцы», которая два года качала топливо из трубопровода компании «Сибтранснефтепродукт».
Оперативники МВД и службы безопасности нефтяных компаний бьют тревогу: похитители ежегодно выкачивают в России около 10 млн т топлива, но бороться с ними становится все труднее. Воры подкупают прокуроров и полицейских, пользуются новейшими технологиями и создают мобильные отряды, которые работают сразу в нескольких регионах.
«Индейцы» — одна из самых крупных самарских ОПГ, специализирующаяся на похищении топлива. Группировка появилась еще в конце 1990-х годов на обломках криминальной империи «авторитета» Константина Беркута, убитого в 1999 году. Сейчас ее лидерами считаются шесть «авторитетных» самарских бизнесменов. По данным оперативников, «Индейцы» традиционно качали «горючку» из трубопроводов Новокуйбышевского нефтезавода, но с недавних стали осваивать и другие регионы России.
Полицейские говорят, что теперь это новый криминальный тренд: похитители топлива создают полноценные мобильные отряды, которые работают сразу в нескольких регионах.
— Путешествия гастролеров окупаются с лихвой: 20–тонная цистерна загружается сырой нефтью за 20 минут и стоит около 200 тыс. рублей. За ночь воры высасывают из трубы 5–10 таких цистерн, — рассказывает один из самарских оперативников. — Недавно мы задержали на наших трубах группировку из Оренбурга, а самарские попались аж в Сибири.
«Индейцы» появились в Омской области еще в 2009 году.
— Мобильный отряд похитителей привез с собой пять цистерн, автомобили «КрАЗ» и «КамАЗ» с поддельными знаками, а также оборудование для земляных работ, укладки трубопровода и перекачки топлива, — рассказывает замначальника следственного управления УВД Омской области Ольга Павленко.
Выйти на след самарских гастролеров оперативникам удалось только в прошлом году. В Калачинском районе вдруг появились коммерсанты, которые предлагают местным фермерам дешевую солярку и бензин, поэтому милиционеры предположили, что кто-то качает топливо из трубопровода Омск–Сокур.
Весной текущего года 2011 года служба безопасности «Сибтранснефтепродукта» и оперативники нашли врезку.
— Работали профессионально: под землей были протянуты пластиковые трубы, которые вели к сараю, внутри которого находилась большая емкость, разделенная на два отсека. В одном хранилось дизельное топливо, в другом — бензин, — объясняет Павленко.
Как выяснилось, эти два вида горючего поочередно запускались по нефтепроводу, но «индейцы» знали точное время и объем прокачки, поэтому топливо у них не смешивалось.
Оперативники устроили засаду, и, когда трое воров перекачивали нефть в цистерны, их задержали.
Большинство нефтепроводов в стране принадлежит «Транснефти», но даже специально созданная в службе безопасности мини-армия пока не может справиться с группировками похитителей топлива.
— В некоторых регионах ситуация такая, что если отрыть магистральные трубы, они будут похожи на змеевидных ежей — настолько густо они утыканы кранами с вентилями, — обрисовал масштабы бедствия один из сотрудников «Транснефти».
Только в прошлом году служба безопасности компании обнаружила на «своих» трубопроводах почти 600 врезок. С недавних пор компания стала ставить на объектах прокачки топлива дорогостоящие чувствительные датчики, реагирующие на изменение давления, но похитители уже научились их обходить.
— Теперь на врезках ставят краны с обратным клапаном, и датчики их не замечают, потому что давление в магистрали остается в пределах нормы, — объясняет один из сотрудников службы безопасности «Транснефти» — Отводы тянутся по 10 км и выходят прямо на заправки или на мини-НПЗ.
Нефтяники считают, что криминальный бизнес процветает из-за пробелов в законодательстве и коррупции в правоохранительных органах.
— Деньги к похитителям текут рекой, поэтому они буквально скупают местных прокуроров и оперативников. Дела либо не доходят до суда, либо заканчивается мягкими сроками, — добавляет сотрудник службы безопасности.
Его слова подтверждает российская судебная практика. Отдельной статьи за хищения нефти в Уголовном кодексе нет, поэтому преступников обычно судят по ст. 158 УК («Кража»). Она предусматривает наказание в виде штрафа 500 тыс. рублей либо заключения на срок до шести лет. Практически всегда суды дают похитителям лишь небольшие и условные сроки.