Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Лоран Канте умер в 63 года
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Происшествия
В Москве 30 человек эвакуировали из шашлычной из-за пожара
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Сохранит ли Россия Северный морской путь

Дания претендует на близкую к российской экономической зоне часть Арктики
0
Сохранит ли Россия Северный морской путь
фото: РИА НОВОСТИ
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

МИД Дании объявил, что готов предоставить в ООН документы, подтверждающие права королевства на ряд нефтеносных районов Арктики. «До конца 2014 года королевство намерено представить в Комиссию ООН документы, подтверждающие исключительные экономические права на часть Арктического континентального шельфа», — гласит выдержка из Арктической стратегии Дании, размещенной накануне на официальном сайте МИДа страны.

В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву страны с доступом к Северному Ледовитому океану могут объявлять район, который простирается на 200 миль от их берегов, своей исключительной экономической зоной. Эта зона может быть расширена еще на 150 морских миль, если страна докажет, что арктический шельф — это продолжение ее материковой территории. Согласно выводам датских ученых, хребет Ломоносова, который проходит под Северным полюсом, является продолжением Североамериканской и Гренландской тектонических плит.

Этот же хребет Ломоносова сейчас исследует научное судно «Академик Федоров» в сопровождении атомохода «Россия». На основании полученных данных свою заявку в ООН планирует сформировать Россия, также претендующая на дополнительные акватории в Ледовитом океане.

— Действия Дании могут резко обострить вопрос о статусе Арктики, — прокомментировал ситуацию Алексей Фененко из Института проблем международной безопасности РАН. — Кроме всего прочего эта страна наравне с Канадой претендует и на географическую точку Северного полюса. До последнего времени она оставалась нейтральной, но ситуация может измениться.

По словам ученого, позиция Дании ставит под вопрос и статус Северного морского пути. Дело в том, что хребет Ломоносова практически упирается в российские Новосибирские острова. Таким образом, исключительная экономическая зона королевства может распространиться и на районы, которые пересекают транзитные маршруты. Сегодня Севморпуть монопольно контролирует Россия. «В соответствии с международными нормами моря, где ледовый покров держится более шести месяцев, регулируются правилами прибрежного государства», — пояснил «Известиям» замдиректора НИИ Арктики и Антарктики Александр Данилов.

Севморпуть сегодня пользуется все большей популярностью среди судовладельцев. Это альтернатива Суэцкому каналу для грузов, следующих из Юго-Восточной Азии в Северную Европу. Проход через Суэцкий канал чреват опасностями из-за пиратства в Индийском океане, а Северный морской путь все больше доступен из-за уменьшения арктического ледового покрова в последние десятилетия.

  — После мощного спада грузопотока в 90-е мы наращиваем темпы судовождения, — рассказал «Известиям» начальник управления перспективного развития Атомфлота Владимир Арутюнян. — С начала лета по маршруту Северного морского пути транзитом прошли уже семь судов. Еще четыре находятся на трассе. И до конца навигации ожидается проход как минимум шести транзитных караванов.

Севморпуть к тому же значительно короче трассы через Индийский океан. Так, от Санкт-Петербурга до Владивостока по Севморпути около 14,3 тыс. км, в то время как через Суэцкий канал — 23,2 тыс. км. Из Гамбурга (Германия) в Иокогаму (Япония) по Севморпути — 12 тыс. км, через Суэц — 20,5 тыс. км. Такая разница в расстояниях экономит судам по 10–13 дней хода и обеспечивает экономию до $300 тыс. на каждом рейсе.

 — На хозяйственную деятельность в Арктике претендуют не только страны, граничащие с регионом, — объясняет ситуацию заведующий отделом Канады Института США и Канады Василий Соколов. — Например, свои планы в регионе имеет такая «северная» страна, как Малайзия. У Китая на Шпицбергене уже действует своя метеостанция.

По мнению Соколова, в конце концов Арктика будет принадлежать не тому, кто раньше подал заявку в ООН, а кто будет вести в ней активную экономическую деятельность.

Комментарии
Прямой эфир