Дихлофос хотят монополизировать

На главное советское средство по борьбе с летающими и ползающими насекомыми — «Дихлофос» - объявился претендент, желающий монополизировать этот бренд. На днях с такой инициативой заявкой в Федеральную службу по интеллектуальной собственности обратилась краснодарская компания «Русский стиль-97».
В заявке фигурирует изображение баллона «Дихлофоса», выполненное в черных, красных и белых тонах. Как объясняют юристы, зарегистрировать внешний вид проще, чем название в отдельности. Генеральный директор «Первой патентной компании» Александр Гаранин уточнил, что получив права на баллон «Дихлофоса», компания автоматически станет и обладателем прав на само слово. Хотя в целом в России принято отдельно регистрировать составные части бренда. «Но при этом, если кто-нибудь захочет взять это название, если оно в составе картинки уже зарегистрировано — ему не разрешат», — отмечает эксперт.
Изначально «Дихлофос» — термин для обозначения химического соединения. Однако еще в 1930-х годах стали выпускать средства по борьбе с насекомыми под таким названием. С тех пор термин "дихлофос" традиционно используется для обозначения отравы для тараканов. Саджар Туркунов из консалтинговой компании «Креон» уверен, что это слово используют очень многие компании. «Дихлофос» в том или ином виде фигурирует в названиях практически всех недорогих средств по борьбе с вредителями.
Александр Гаранин не видит серьезных препятствий для регистрации «Дихлофоса»: вообще химические соединения регистрируются с трудом, но в этом случае можно сделать упор на то, что вещество приобрело известность как яд, и слово не используется в научных изысканиях.
Генеральный директор «Русского стиля-97» Дмитрий Щербаков отказался раскрыть свои планы в отношении «Дихлофоса». Впрочем, патентные поверенные не сомневаются, что просто так ничего не регистрируют. По данным «СПАРК», организация «Русский стиль» располагается в Краснодаре и занимается розничной торговлей средствами бытовой химии. Компания владеет региональной сетью магазинов «Санги Стиль».
Фактически, регистрация товарного бренда предусматривает эксклюзивное право на его использование. Александр Гаранин поясняет, что «Русский стиль», если Роспатент оформит за ними права собственности на «Дихлофос», сможет объявить своих конкурентов вне закона. Представители компаний, производящих созвучные средства от тараканов, заявили, что сомневаются в возможности зарегистрировать этот бренд и не намерены предпринимать никаких действий для его защиты.
Главный специалист российской Ассоциации производителей парфюмерии, косметики и бытовой химии Галина Уланцева не сомневается, что регистрация товарного знака может привести к долгим судебным разбирательствам. По ее словам, такой прецедент на рынке уже был — в начале 2000-х компания «Арнест» оформила в собственность бренд лака для волос «Прелесть», который еще с советских времен выпускали все косметические заводы в стране. Многочисленные судебные разбирательства пока заканчиваются в пользу нового правообладателя.
Регистрация известных товарных знаков, на которые не нашлось правообладателей, — распространенная практика. Например, около месяца назад уфимская компания "Промбизнесгрупп" захотела зарегистрировать известный с советских времен бренд папирос «Беломорканал» и наладить их выпуск. Решение Роспатента в отношении заявки «Промбизнесгрупп» еще не принято.