Содержание в полицейской камере сравнили с пыткой

Верховный суд России отказал жительнице Екатеринбурга Ладе Бугровой, впервые попытавшейся опротестовать закон, по которому каждому задержанному полагается 2 кв. м в изоляторах временного содержания — ИВС (прежнее название — камера предварительного заключения, КПЗ). У Лады Бугровой для тяжбы личная причина — ее муж Михаил Бугров в прошлом году умер как раз в камере Октябрьского РУВД.
Бугрова доставили в милицию за пьяный семейный дебош. Милицию вызвала сама Лада, рассчитывая на то, что разбуянившегося супруга продержат в КПЗ пару часов, оштрафуют, отчитают и отпустят. Но ни ночью, ни утром Михаил не появился. Нашла его Бугрова в морге.
— В камере площадью 8 кв. м вместе с моим супругом находились минимум восемь человек, — рассказала «Известиям» Лада Бугрова. — В КПЗ были только сидячие места на полу, возможности лечь не было. А время было ночное, спать хотелось всем, сокамерники — контингент соответствующий. В результате в камере произошла драка. Мишу ударили по голове — отек мозга и смерть.
Человека, ударившего Бугрова, судили. Бездействие сотрудников РУВД признали незаконным. Но Лада решила пойти дальше и обратилась в Верховный суд — ведь ее трагедия не единственная.
Стандартная камера — это каменный мешок с деревянным настилом. В туалет задержанных водят по желанию дежурных полицейских или ставят на ночь ведро. Клопы и чесотка также включены. Окон нет. Освещение — тусклая лампа. В таких условиях задержанные и арестованные проводят по несколько месяцев, тогда как этот срок не должен превышать 10 дней.
— Европейское законодательство предусматривает не менее 7 кв. м площади на каждого заключенного, — рассказал «Известиям» адвокат Бугровой Антон Бурков. — Содержание при условии менее 3 кв. м в Европе считается жестоким обращением или даже пыткой. По закону задержанным за административные нарушения полагается не менее 2 кв. м площади в КПЗ — это ни в какие рамки не укладывается!
Получив отказ в Верховном суде России, Лада Бугрова собирается в течение
полугода обращаться в Страсбургский суд. На родине добиваться изменения
жестокого законодательства ей уже не у кого — пройдена последняя
инстанция.
По данным МВД, в России работают более 2 тыс. изоляторов временного содержания. Большинство из них были построены еще в 1970–1980-е годы. В них нет воды, канализации и вентиляции.
— В то время не было таких жестких требований по соблюдению прав человека. Главное, чтобы преступники не сбежали, — заявил «Известиям» источник в МВД. — Теперь требуется, чтобы в каждом ИВС был прогулочный дворик, в камерах — отдельные спальные места, радио, розетки, умывальник, белье. Но денег на все это выделяется недостаточно.
По данным МВД, на ремонт и строительство более 1,4 тыс. ИВС, которые не отвечают нормам содержания заключенных, требуется более 30 млрд рублей. У полиции таких денег нет, поэтому они попросили средств из федерального бюджета. В МВД полностью утверждена проектно-сметная документация на строительство порядка 30 современных ИВС на сумму 1,8 млрд рублей. В 2012 году планируется потратить 2,2 млрд рублей на начало ремонтных и строительных работ в 91 изоляторе при полицейских отделах.