За всю историю Москвы ни один генплан ее развития не был полностью реализован

Москвичи привыкли к карте города - к тому, что это круг, или, точнее говоря, овал с несколькими выпуклостями по периметру. Не исключено, что лет через 15 этого не будет. Бояться или же наоборот?
Итак, к существующей ныне столице присоединяют почти полторы таких же. Территория города должна увеличиться в 2,4 раза. Идея не новая. В 1932 году архитектор Николай Ладовский предложил сохранить центр Москвы, а от него расширять город исключительно в северном направлении (а в перспективе и замкнуть его на Ленинград). План был отвергнут, тем не менее он породил новый архитектурный термин — «парабола Ладовского».
Современное предложение во многом схоже с тем, что выдумал Ладовский. Принципиальное отличие всего одно. С 1931 года Москва разрослась невероятно, и в результате получилась не парабола, а скорее замочная скважина — безо всяких декларируемых перспектив дойти, к примеру, до Черного моря, в сторону которого сориентирована современная версия.
Но как запланировано — так скорее всего не получится. За всю историю существования Москвы не был полностью реализован ни один генплан развития (всего их было шесть). В частности, по плану 1775 года было задумано вот что. Южную часть Кремля — снести, на его месте выстроить дворец в западноевропейском вкусе. Кремль и Китай-город окружить полукольцом парадных площадей. Замоскворечье изрезать каналами, как в Венеции и Амстердаме. Реки Москву и Неглинку снабдить каменными набережными. На месте развалившегося боевого укрепления разбить бульварное полукольцо. Выполнили только три позиции: полукольцо, каменные набережные и площади. Из них первую — после войны с Наполеоном, когда действовал уже третий генплан, а вторую и третью — и вовсе в советское время.
Последний окончательный, незыблемый, бесповоротный план и вовсе рекордсмен — фактически он отменен спустя всего год с небольшим.
Но многое, пожалуй, все же будет сделано. Хотя бы потому, что современные технологии позволяют возводить дома и класть дороги значительно быстрее, чем в 1775 году, — не так уж много времени на то, чтоб передумать. Да и государственно-чиновничья машина часто демонстрирует завидную подвижность. В частности, прописаться в будущую новую Москву уже стало сложнее — ожидается наплыв всяческих тетушек и внучатых племянников, желающих стать москвичами.
Геометрическим центром Москвы станет Бутово. Кремль там, конечно, не построят, да и вообще официальный статус Бутова вряд ли повысится. Но сформируются элитные микрорайоны где-нибудь в Красной Пахре или как ее там назовут. Цены там будут выше, чем, к примеру, рядом с метро «ВДНХ», хотя «ВДНХ» — почти что центр. А будет — выселки.
Дачникам, сейчас там проживающим, придется, разумеется, несладко. Направление с точки зрения экологии благополучное, и люди там живут небедные. Что предложат им вместо земельного участка и особняка? Брикет пломбира? Двушку в типовом панельном доме? 200 тыс. российских рублей? Столько же земли, но рядышком с Шатурой? Опыт поселка Речник и сочинской Имеретинской долины подсказывает: будет жарко.
Дорогу, вероятно, сделают. Большую. Возможно, даже две. И, разумеется, их будет не хватать. По идее, в XXI веке физический бумагооборот должен значительно уменьшиться — существуют электронная почта, электронная подпись. 35 тыс. курьеров для сношения старого центра с новым более не требуются. Новые чиновники поселятся в новой Москве, по вечерам будут ходить друг к другу в гости, посещать крутые кабаки, которые в Красной Пахре пооткрывают. Но это — в идеале. Идеалов не бывает никогда.
Однако — приспособимся. Главное, чтобы в 2012 году не выдумали для Москвы еще какое-нибудь светлое и радостное будущее.