Мадонна и Бог резни повстречались в Венеции

Днем первого
сентября все, проходившие или проплывавшие мимо Дворца казино на острове Лидо, могли
услышать вопли, испугавшие бы до смерти любого, кто не в курсе, что здесь
сейчас проходит Венецианский кинофестиваль. Орали от восторга и возбуждения
фотографы, допущенные до фотосессии Мадонны. Королева поп-сцены прибыла на Лидо
в роли режиссера и в скромном черном шелковом платье стиля 1930-х годов. Именно в эту эпоху и разворачивается одна из двух главных линий
ее нового фильма WE, показанного вне
конкурса.
WE — это сокращенно «Уоллес Симпсон»
и «Эдуард Восьмой». О том, что Мадонна
снимает фильм об одной из главных любовных историй ХХ века, широкой публике стало известно
как раз в тот момент, когда мир рукоплескал картине «Король говорит!». «Я шла на этот
фильм в страшном волнении, — признается Мадонна. — И думала: я ведь снимаю кино
о том же историческом периоде, кто же теперь его будет смотреть?!»
Между тем самое
интересное в фильме Мадонны (кроме, конечно, ее имени в графе «режиссер») — это именно
появление в кадре Берти, Элизабет, Эдварда, Уоллес и других персонажей,
ставших благодаря усилиям авторов «Короля» почти родными. Все акценты в WE расставлены
с точностью до наоборот. Симпатии Мадонны целиком на стороне Уоллес и Эдварда.
Но, отдавая себе отчет в том, что любой взгляд ни историю субъективен и
претендовать на беспристрастный байопик нелепо, она вводит в фильм еще одну
линию: обитательницы Манхэттена конца
прошлого века. И мать, и бабка ее были зачарованы Уоллес Симпсон. И назвали
девочку в честь своего кумира.
Этой Уоллес 28 лет, она замужем за преуспевающим
психотерапевтом, не очень счастлива в браке и страстно хочет иметь детей.
Одержимость историей своей знаменитой тезки передалась ей по наследству.
И вот, она приходит на аукцион Сотбис, где продаются личные вещи Эдуарда
и миссис Симпсон, и погружается в отдаленный от нее на полстолетия мир.
Фильм выстроен самым
незамысловатым образом: взгляд Уоллес-2 падает на какой-то предмет (чашка,
портсигар, скатерть, женская шелковая комбинация, etc.) — и этот предмет, а вслед за ним и действие тут же
перемещаются в эпоху Уоллес-1. По словам Мадонны, история миссис Симпсон и
Эдуарда Восьмого взволновала ее давно, и она посвятила несколько подробнейшему ее
исследованию в попытке понять: как мог мужчина отказаться от власти и трона
ради любви. «А вы готовы были бы оставить свой «трон» ради любви к мужчине или
женщине?» — спросили Мадонну в Венеции. «Я думаю, что могу удержать возле себя
и то, и другое», — ответила она. Но в данный момент ее явно больше волнует не
трон на поп-сцене, а режиссерское кресло.
WE — искреннее, наивное, с большой
тщательностью и размахом во всем, что касается костюмов и антуража, сделанное кино. Понять, почему директор фестиваля Марко Мюллер поставил его вне конкурса, не
составляет труда. Приезд Мадонны на Лидо — крупнейшее событие, можно ли от
такого отказываться? Но конкурс отдан профессионалам. И пока здесь демонстрируют
высочайший уровень. Первым в соревнование вступил Джордж Клуни с «Мартовскими
идами». Вторым — Роман Полански с фильмом «Резня» по популярной пьесе Ясмины Реза «Бог резни». Причем фильм снят
в жанре, которого от Полански странно было бы ожидать. Это настоящая комедия
нравов. Можно, конечно, сказать, что трагикомедия — но от этого картина не станет
менее смешной.
Завязка идет на титрах: под музыку Александра Диспле (он был
композитором и на «Мартовских идах») группа подростков играет на газоне в
районе Бруклинского моста. Потом явно возникает какая-то ссора — слов мы не
слышим и даже не видим артикуляции: все происходит на общем плане, и один мальчик
бьет другого по лицу палкой. Во второй сцене мы уже встречаем «предков»
подравшихся школьников: две благополучные семейные пары. По инициативе
пострадавшей стороны (Джоди Фостер и Джон Рейлли), они обсуждают случившееся. «И
вот Захар, вооружившись палкой», — записывает героиня Фостер. «Не вооружившись
палкой, а с палкой в руках», — поправляет ее Кристоф Вальц. Он играет отца
этого самого Захара-агрессора, а по совместительству — преуспевающего юриста.
Мать Захара в исполнении Кэйт Уинслет — инвестиционный банкир. Героиня Фостер —
писательница, озабоченная судьбами мира. Рейлли — играет торговца домашней
утварью, на первый взгляд всем довольного, добродушного дядьку.
Полтора часа
фильма — и от «первого взгляда» не остается ничего. Обложка жизни двух
преуспевающих представителей нью-йоркского среднего класса перевернута, а под
ней — столько скелетов в шкафу, столько скрытого семейного
неблагополучия, что остается только смеяться. Ясмин Реза говорит, что финал в
пьесе был гораздо более мрачным. Любимый хомяк дочери из пострадавшего
семейства все-таки погибает. У Полански этот зверек, вокруг которого в фильме строится
масса уморительных диалогов, на финальных титрах пасется на траве рядом с уже
мирно играющими мальчишками. Жизнь, конечно, сложна, но не надо ее
драматизировать — тем более в ней столько смешного.
По понятным причинам режиссер, с которого не снято обвинение в совращении несовершеннолетней, снимал фильм
не в Нью-Йорке, а в Париже. Настоящую бруклинскую
квартиру выстроили в павильоне. Две недели потратили на репетиции. Причем в конце первой
Полански потребовал от актеров, чтобы те выучили свои роли наизусть и больше не держали
в руках сценарий. Потом было несколько прогонов — от начала к концу, без остановок.
Так же, в последовательности эпизодов, снимался и фильм. Классическое
триединство: места, времени, действия — соблюдено здесь неукоснительно.
В таких
условиях актерам легко было бы сбиться на антрепризную, «жирную» манеру игры,
перетягивание одеяла на себя. В «Резне» нет и намека на это. Как
рассказала Кейт Уинслет, Полански и сам был удивлен, насколько эти большие голливудские
звезды оказались способны к партнерству, к ансамблю, к тому, чтобы работать на
общий результат. Определить, кто здесь лучше — Уинслет или Фостер —
невозможно. Обе предстают блистательными клоунессами и обе не щадят своего имиджа
красивых женщин. Рейлли великолепен. А Кристоф Вальц вновь доказывает, что его
недавнее попадание на актерский олимп — отнюдь не случайность.
Что же касается
самого Полански, он — лучшее подтверждение
теории Ларса фон Триера о том, что режиссура — одна из немногих профессий, в
которых человек с возрастом лишь набирает. Полански уже 78. Но молодым за ним
не угнаться.
- ВКонтакте