Прокуратура против кладбища домашних животных

В Ростове-на-Дону прокуратура обнаружила нелегальное кладбище домашних животных и потребовала от городских властей его ликвидации. В ведомстве утверждают, что по закону хоронить трупы животных запрещено — их должны уничтожать или утилизировать на специальных предприятиях. Однако владельцы питомцев настаивают на праве достойно проводить своих четвероногих любимцев в последний путь.
В конце августа ростовский блогер выложил у себя на страничке фоторепортаж с кладбища домашних питомцев. Недалеко от городского погоста — Северного кладбища — он случайно наткнулся на могилки, миниатюрные оградки и памятники. «Пришла жуткая мысль, что это дети, потом подошел к первому надгробию и увидел кошачью фотографию с подписью: «Васенька, помним тебя. 1996–2006», — сообщает потрясенный блогер.
Между тем кладбище было давно известно ростовским любителям животных, а его координаты указаны на местных сайтах о домашних питомцах и ветеринарных услугах. Территория этого зоонекрополя сопоставима с небольшим городским парком, только тут одни холмики и самодельные памятники с надписями: собачка Шельма, Ричард боксер, азиатка Линда, большой голубой Стив.
Сейчас этим зоонекрополем заинтересовалась прокуратура. В ведомстве заявили, что санитарные нормы запрещают закапывать умерших животных.
— Мы внесли представление мэру Ростова, в котором указали на
необходимость ликвидировать данное нелегальное кладбище и
рекультивировать землю, — рассказал межрайонный природоохранный прокурор
Виталий Викторович Семенченко.
Останки животных и птиц являются биологическими отходами, они выделяют опасные для жизни и здоровья людей токсины. Захоронение трупов животных в земляные ямы разрешается только в исключительных случаях, например, при массовом падеже скота. Делаться это должно в специально отведенных местах и с разрешения главного ветеринарного врача региона.
По данным исследовательской компании КОМКОН, в России содержится порядка
25–30 млн кошек и около 20 млн собак. У 40% российских
семей есть хотя бы один домашний питомец. Между тем на федеральном уровне вопрос захоронения животных до сих пор не решен. А у местных властей до мертвых животных часто не доходят руки, во
многих городах переполнены муниципальные погосты, и людей хоронить негде.
В итоге люди сами решают, где и каким образом хоронить своего питомца. Самый простой, но циничный способ — выкинуть Шарика или Мурзика на помойку. В той же Ростовской области есть лишь одно специализированное предприятие, которое занимается «утилизацией» погибших животных, — ГУП «Кагальницкий ветсанутильзавод по
производству мясокостной муки», куда отправляют убитых бездомных животных. Но отправить на «переработку» своего любимца хватит духу не у каждого.
Можно отправить трупик на ветстанцию или Городской центр управления численностью безнадзорных животных — их отправляют в печь. Но там тушку животного сожгут вместе с останками других животных, а прах
не возвращается. И стоит это недешево: к примеру, в Москве за
утилизацию пса породы боксер придется заплатить около 2 тыс. рублей.
Чаще всего горожане хоронят четвероногих друзей в парках, в лесу,
у себя во дворе. Например, в Рязани в березовой роще, недалеко от 52-го лицея, больше 25 лет нелегально действует
некрополь для домашних любимцев — здесь уже около двух сотен
могилок. В томском городке Северске на кладбище хозяева умерших животных приносят любимые игрушки их питомцев. В Бийске собаки и попугаи захоронены иногда даже под православными крестами.
— Эти кладбища никому не мешают. Никакой особой угрозы такие захоронения
не несут. Все эти животные — домашние, ухоженные. И хоронят их в
нелюдимых местах, вдали от жилых кварталов, — говорит президент Центра правовой зоозащиты Евгений Ильинский, юрист и эколог по образованию. — Запрещать людям любить своих питомцев, относиться к ним по-человечески и хоронить — бесполезное занятие.
— Государство этим вопросом не занимается. Зато с удовольствием делает деньги на
живых животных — достаточно вспомнить провальную московскую программу
стерилизации животных, на которую из городского бюджета было потрачено
более 200 млн рублей, — считает защитница животных Ольга Дядищева. — Лучше бы эти средства были направлены на
организацию бесплатного муниципального кладбища.
Первый в стране официальный Центр ритуальных услуг для животных открылся в августе 2007 года в Москве. Он расположен на территории 2 га и специализируется на усыплении, кремации, захоронении праха животных. Кремация собаки обойдется 4 тыс. рублей, аренда земли под стандартную могилу на территории кладбища будет стоить 5 тыс. рублей в год, на элитной «аллее героев» — 10 тыс. рублей в год, мраморное надгробие — 15 тыс. рублей.