Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Суд вынес решение в пользу Долиной по искам певицы и покупательницы ее квартиры
Армия
ВС России освободили населенный пункт Гоголевка в Курской области
Мир
Власти Таиланда классифицировали землетрясение как крупномасштабное бедствие
Мир
МЧС РФ направило в Мьянму два самолета для ликвидации последствий землетрясения
Экономика
В ЦБ РФ указали на рост эмиссии карт «Мир» в 1,4 раза за 2024 год
Мир
Трамп заявил о планах США оказать Мьянме помощь в связи с землетрясением
Мир
Путин выразил премьеру Мьянмы соболезнования в связи с землетрясением
Мир
Рубио заявил о намерении реорганизовать USAID к 1 июля
Мир
Сотовые операторы обнуляют роуминг после землетрясения в Юго-Восточной Азии
Общество
Вернувшегося с МКС космонавта Горбунова встретили в Московской области
Мир
В ЕС заявили о планах ограничить импорт сельхозпродукции с Украины с июня
Мир
В МИД Ирана сообщили о прошедших переговорах с Европой по ядерной программе
Спорт
Футболисты клуба «Крылья Советов» обыграли «Локомотив» со счетом 5:1 в матче РПЛ
Мир
Гуцул назвала возбужденное против нее дело политическим
Мир
В Таиланде зарегистрировали более 50 афтершоков после землетрясения в Мьянме
Мир
Вэнс уличил власти Дании в неспособности обеспечить защиту Гренландии
Мир
В Молдавии приостановили лицензию телеканала TVC21
Общество
Суд вынес решение в пользу Долиной по искам певицы и покупательницы ее квартиры
Армия
ВС России освободили населенный пункт Гоголевка в Курской области
Мир
Власти Таиланда классифицировали землетрясение как крупномасштабное бедствие
Мир
МЧС РФ направило в Мьянму два самолета для ликвидации последствий землетрясения
Экономика
В ЦБ РФ указали на рост эмиссии карт «Мир» в 1,4 раза за 2024 год
Мир
Трамп заявил о планах США оказать Мьянме помощь в связи с землетрясением
Мир
Путин выразил премьеру Мьянмы соболезнования в связи с землетрясением
Мир
Рубио заявил о намерении реорганизовать USAID к 1 июля
Мир
Сотовые операторы обнуляют роуминг после землетрясения в Юго-Восточной Азии
Общество
Вернувшегося с МКС космонавта Горбунова встретили в Московской области
Мир
В ЕС заявили о планах ограничить импорт сельхозпродукции с Украины с июня
Мир
В МИД Ирана сообщили о прошедших переговорах с Европой по ядерной программе
Спорт
Футболисты клуба «Крылья Советов» обыграли «Локомотив» со счетом 5:1 в матче РПЛ
Мир
Гуцул назвала возбужденное против нее дело политическим
Мир
В Таиланде зарегистрировали более 50 афтершоков после землетрясения в Мьянме
Мир
Вэнс уличил власти Дании в неспособности обеспечить защиту Гренландии
Мир
В Молдавии приостановили лицензию телеканала TVC21

Мастер и Маргарита в страшилке для взрослых

МХТ имени Чехова открыл сезон премьерой спектакля по мотивам романа Михаила Булгакова
141
фото: Екатерина Цветкова
Выделить главное
Вкл
Выкл

«Мастер и Маргарита», пожалуй, единственный в России роман, который одинаково любят все группы населения. Любят так горячо, что трудно найти человека, не знакомого с крылатыми фразами про «осетрину второй свежести» и «квартирный вопрос». МХТ им. Чехова доверил постановку венгерскому режиссеру Яношу Сасу, более известному в России своими кинокартинами — «Войцек» (за которую получил европейский «Оскар» — премию «Феликс») и «Мальчики Витман», удостоенную награды Каннского фестиваля в программе «Особый взгляд». «Мастера и Маргариту» Сас уже ставил в 2006 году в Будапеште. Но, приступив к постановке в России, клятвенно обещал, что сделает спектакль с нуля, избежав самоцитирования.

Режиссер отнесся к поставленной задаче чрезвычайно серьезно — в три с половиной часа действия вместил множество ключевых сцен романа и бережно сохранил текст Булгакова. Львиная доля сценического времени отдана приключениям Воланда и свиты, чуть меньше — истории Мастера и Маргариты. Сцены иудейского прокуратора и Иешуа не вызвали у постановщика особого интереса. Упрекнуть режиссера не в чем — при переносе большой прозы на сцену без жертв не обойтись. Как не обойтись и без иллюстративности. Этот грех за спектаклем тоже водится и огорчает вдвойне.

Сас словно боится быть непонятным, поэтому, к примеру, действие, начатое на сцене, обязательно доводится до конца на экранах, подвешенных под потолком. Иногда удачно, иногда — не очень. Скажем, когда нечистая сила отправляет опохмелившегося Степу Лиходеева из нехорошей квартиры в Ялту и на экране появляется актер Павел Ващилин на берегу моря — это смешно. Когда во время рассказа Воланда о демоне войны Абаддоне на экраны транслируется военная хроника и рассказчик крутит перед Маргаритой (Наташа Швец) глобус с лампочками — это уже банальность. Резиновые головы, разгуливающее по сцене обезглавленное тело конферансье Жоржа Бенгальского, бутафорская кровь — эти и прочие старомодные «примочки» превращают спектакль в сказку для взрослых.

Находясь в режиссерской страшилке как в предлагаемых обстоятельствах, хорошие актеры по мере сил стараются сделать историю более глубокой и многогранной. Приглушив природное обаяние, Дмитрий Назаров играет Воланда сухо и безжалостно. Его Сатана приятно неприятен, это — экспериментатор и палач. Бесспорная удача спектакля — свита Воланда. Убедительны фактурная Гелла (Мария Зорина), полускинхед и недо-Гитлер Азазелло (Игнатий Акрачков), лукавый Коровьев (Михаил Трухин) и урка в ушанке — Кот Бегемот (Федор Лавров). А вот Николаю Чиндяйкину (Понтий Пилат), кажется, нет простора для игры. Его образ словно не завершен, недорешен.

Известная фраза о том, что удачное распределение ролей — это 90 процентов удачи, вспоминается, когда смотришь на Мастера в исполнении Анатолия Белого. Его герой похож на героев Тарковского — Кайдановского в «Сталкере», Янковского в «Ностальгии». Белый обладает уникальным актерским умением быть органичным в самой непростой режиссерской мизансцене. В финале, когда Мастер и Маргарита, обнявшись, идут в глубь сцены к огромной луне, актер, как драгоценность, накрывает партнершу плащом, и в конфетной концовке появляется что-то живое.

Премьер МХТ вытягивает не только тему любви и творчества. Спектакль начинается с монолога Мастера — он рассказывает о смерти Иешуа Га-Ноцри. Слава богу, эту смерть режиссер не иллюстрирует, доверяя воображению зрителя и мастерству актера. Возможно, если бы Янош Сас пошел по этому пути, могла бы получится более глубокая история, чем сказка о писателе и его возлюбленной, которые жили недолго и несчастливо и умерли в один день.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением