Вася-Совесть выходит на тропу борьбы

Александр Скляр, который несколько лет назад подобно Тарасу Бульбе «порешил» собственное детище — группу «Ва-Банкъ», теперь играет с другими людьми. Сперва он увлекся чем-то изрядно отличным от «ва-банковского» звучания: запел «Песни моряков», посотрудничал с оркестром Светланы Безродной, отметился с кавер-версиями известных эстрадных хитов в популярных телепрограммах и т. п. Но от себя, как известно, не убежишь. И вот Саше вспомнился конкретный малый Вася-Совесть, впервые нарисовавшийся в лучшем, на мой взгляд, альбоме «Ва-Банка» — «Нижняя Тундра» (1999). Позиционировался он как развернутый саундтрек к небольшому одноименному рассказу Виктора Пелевина. Вася-Совесть (или «по протоколу» — Василий Макарыч Петров) — собирательный образ «благородного» российского авторитета, решающего «локальные задачи и конфликты» (ибо масштабные проблемы «он просто не поймет»), сейчас последовательно превращается в главную фигуру скляровского эпоса.
Вообще-то в песне 2008 года «Предательство и контрабанда» автор поведал о гибели своего лирического героя, расстрелянного недругами по наводке бывшей Васиной любовницы Люды. Но пришло, видимо, время воскресить Василия. Скляр не только назвал его именем новый альбом, но и написал о нем рассказ, который в авторском прочтении тоже можно послушать на диске. Официальный релиз «Васи-Совести» состоится 24 октября. Пока же Александр устроил «закрытое» прослушивание альбома для музыкальных критиков в клубе «Шестнадцать тонн».
В альбоме десять новых песен и один бонус в виде лирического перепева ключевой композиции «Нижней Тундры» — «За гагарой с черным пером». Продюсировать «Васю-Совесть» Скляру помогал его давний компаньон, клавишник Александр Белоносов.
Временами индастриаловый и альтернативный звук смешивается в альбоме с брутальной романсовостью, и в целом «продукт» выглядит достойно. Нынешняя осень вообще похожа на «болдинскую» для наших рокеров со стажем. «Аквариум» с «Архангельском», «АукцЫон» с «Юлой», Скляр с «Васей-Совестью»... В течение месяца сразу несколько убедительных работ появятся на рынке. Скляровский новый проект должен идентифицироваться по крайней мере с прекрасной строкой из предпоследней композиции альбома: «А зори здесь тихи, а зоны здесь дикие...». Но в «Васе...» есть, конечно, и другие «светлячки». Например, темы «Туман» и «Помнишь...».
О чем сразу захотелось спросить Александра после прослушивания: «А стоило ли для того, чтобы записать такой альбом, разгонять «Ва-Банкъ»? Но Скляр говорит, что с «Ва-Банком» он бы такую работу не сделал. «С последним составом группы я зашел в тупик, — пояснил музыкант, — никто там не хотел полноценно заниматься интересными аранжировками, развиваться. Мы бы топтались на месте. Для чего?»
Зато с тем, что образ Васи-Совести нуждается в визуализации и последующем обрастании различной продукцией, музыкант согласился. Скажем, футболки и прочая «сувенирка» с Васиным обликом кого-нибудь наверняка заинтересуют. Соответственно, убивать Василия Макарыча теперь никак нельзя. С ним у Скляра может сложиться история не менее продолжительная, чем с «Ва-Банком».