Послом США в России станет идеолог «перезагрузки»

Президент США Барак Обама направил на рассмотрение верхней палаты конгресса кандидатуру Майкла Макфола на пост нового американского посла в России. Решение это ожидалось давно и было воспринято экспертным сообществом положительно. Макфол имеет богатый опыт работы в России и зарекомендовал себя, как принципиальный противник вмешательства США в российские внутренние дела. Именно он выступил идеологом «перезагрузки», ставшей одним из коньков администрации Обамы.
— Он занимался Россией в разных качествах и накопил огромное количество неформальных контактов, — напомнила «Известиям» эксперт Московского центра Карнеги Мария Липман. — Ни один американский посол в Москве, включая тех, кто представлял интересы США еще в Советском Союзе, не имел такого опыта в российских делах.
В администрации Барака Обамы Макфол возглавлял департамент России и Евразии в Совете национальной безопасности США. Однако связи нового посла с Россией гораздо глубже. В 1996 году Майкл Макфол принимал участие в работе предвыборного штаба тогдашнего президента России Бориса Ельцина.
Характер этого участия оценивают по-разному. Сам Макфол уверяет, что дело ограничилось беседой «на ближней даче Сталина» с Александром Коржаковым, которого будто бы впечатлила одна из его научных работ по теории выборов.
С другой стороны, лидер ЛДПР Владимир Жириновский тогда же утверждал, что Майкл Макфол входил в секретную команду американских политтехнологов, обеспечивших Ельцину победу на президентских выборах и переизбрание на второй срок.
Назначение человека с подобным опытом на пост посла США в Москву накануне президентских выборов 2012 года могло бы насторожить. Известно, что американские посольства зачастую становились штабами «цветных революций», происходивших на постсоветском пространстве.
Достаточно вспомнить посла США на Украине Джона Хербста и его роль в победе Виктора Ющенко на выборах 2004 года. Известный сайт «Викиликс» прямо называет Хербста «оранжевым дирижером». Ставшие достоянием гласности записи телефонных разговоров посла с Ющенко и Юлией Тимошенко свидетельствуют, что в дни «оранжевой революции» ее главные фигуранты зачастую действовали едва ли не под диктовку Джона Хербста.
Однако в случае Майкла Макфола подобной опасности, вероятно, нет. Новый посол не питает иллюзий в отношении нынешней российской оппозиции, называя ее лидеров «немного чокнутыми», а программу — «столь же выполнимой, как победа марксизма-ленинизма в Америке».
Россия сможет своими силами, без внешнего воздействия прийти к своей собственной, российской, модели демократии, заявлял Майкл Макфол год назад, выступая на Ярославском мировом политическом форуме 2010 года. «Ни одна страна в мире не обладает монополией на демократию, и уж точно не моя родная страна», — подчеркнул дипломат.
Администрация Барака Обамы полностью разделяет эту точку зрения, о чем свидетельствует хотя бы то, что кандидатура Макфола была внесена только теперь, хотя известно о ней стало еще в мае.
— Обама не выдвинул бы Макфола, не имея стопроцентной гарантии, что он будет утвержден, — считает Мария Липман.
Отношения между президентом США и республиканским большинством конгресса сегодня оставляют желать лучшего, но Обама предпочел потратить несколько месяцев на согласования, чтобы быть уверенным, что послом в Москву поедет именно Майкл Макфол.