ЗИЛ может подняться на эскалаторах

Московские власти начнут производство эскалаторов в Москве, сообщил «Известиям» руководитель ГУП «Московский метрополитен» Иван Беседин. Предполагается, что это снимет значительную часть проблем ремонта Московского метрополитена. Специалисты считают, что новое производство может быть организовано на ЗИЛе, который сейчас собираются перепрофилировать на выпуск широкой линейки продукции. А помогут ему в этом неназванные иностранные компании.
«Известия» уже писали, что конвейер Завода имени Лихачева был запущен в августе этого
года после двухлетнего простоя. Более того — завод, имеющий кредиторскую задолженность в объеме 14,9
млрд рублей (из которых 8,5 млрд рублей — просроченную), получил от правительства Москвы еще 2,2 млрд рублей. При этом заммэра по экономической политике Андрей Шаронов объяснял, что существующее
производство завод не спасет и мэрия ищет для ЗИЛа стратегического
инвестора, причем не обязательно в секторе автомобилестроения. Необходимость решать проблему производства эскалаторов может помочь заводу остаться на плаву.
— В
связи с тем что сейчас многие российские города начали активно строить
метро, единственный завод-монополист «Элес» в Санкт-Петербурге перестал
справляться с задачей, — объяснил Иван Беседин. — Сейчас мы продумываем
возможность организации производства эскалаторов в столице, для чего
будем привлекать иностранцев. Наверное, корейцев, но не только.
6 августа Сергей Собянин рассказал, что работа монополиста в производстве эскалаторов, петербургского завода «Элес», тормозит введение к эксплуатацию новых станций метро. Сотрудники завода объясняли ситуацию тем, что Москва резко увеличила заказ, к чему в Санкт-Петербурге не были готовы.
— Действительно, производственная база
«Элеса» не способна удовлетворить растущий спрос на эскалаторы, —
подтвердил эксперт организации «Город и транспорт» Владимир Свириденков. — Если говорить об иностранных производителях, то, несмотря на то, что в
мире сейчас нет массового производства машин, подходящих для Москвы
(длинных туннельных эскалаторов с высокими показателями надежности и
отказоустойчивости), просто в силу отсутствия спроса на такие машины,
корпорации Otis, ThyssenKrupp и другие способны производить
эскалаторы под любые требуемые заказчиком параметры.
Эксперт добавил, что после наводнения
2002 года в Праге, когда были затоплены многие станции метрополитена и
потребовалась замена советских эскалаторов, зарубежные производители
сумели в короткий срок под заказ спроектировать, изготовить и поставить
необходимые машины. Также он отметил, что идея разместить производство в
Москве выглядит правильной, учитывая масштаб предполагаемого заказа. В
Москве много машиностроительных предприятий, на которых есть
квалифицированные кадры и необходимые производственные площади. В том числе Завод имени Лихачева.
В пиар-службе ЗИЛа «Известиям» рассказали, что теоретически выпускать эскалаторы на заводе возможно. Однако для того, чтобы понять, насколько производственные мощности готовы к такому перепрофилированию, необходимо провести специальное исследование.
В свою очередь независимые эксперты предположили, что ЗИЛу совершенно не обязательно что-то исследовать, так как главный актив, которым он располагает, — это земля. По мнению ведущего эксперта компании «Финам» Дмитрия Баранова, иностранцам проще будет организовать
производство с нуля, чем переоборудовать какой-то из существующих
заводов. ЗИЛ в этом отношении почти идеален. Осталось только убедить в этом стратегических инвесторов, которых собирается привлечь мэрия.