Игорь Смирнов отказывается покидать Приднестровье

Президент Приднестровской Молдавской Республики Игорь Смирнов, бессменно занимающий эту должность с 1990 года, заявил о намерении выставить свою кандидатуру на пост главы государства в пятый раз. Между тем в Москве уже определились с предпочтениями в отношении будущего главы Приднестровья.
На выборах, намеченных в республике на декабрь, Россия намерена поддержать спикера парламента, лидера партии «Обновление» Анатолия Каминского.
— Нынешний президент выторговывает себе гарантии безопасности после отставки, — считает директор Центра по изучению постсоветского пространства МГУ Алексей Власов. — Обратите внимание на то, в каких обтекаемых выражениях Смирнов сказал о своем желании баллотироваться. Он всего лишь заявил о решении «участвовать в избирательной кампании», что можно толковать как угодно.
С другой стороны, добавил политолог, демарш Смирнова может нарушить планы Москвы в отношении как самого Приднестровья, так и других непризнанных государств на постсоветском пространстве, находящихся под российским «протекторатом».
— В Абхазии, Южной Осетии и Приднестровье проводится процесс мирной смены руководства, — напомнил Андрей Власов. — И если в Абхазии удалось найти компромисс между Александром Анквабом и Сергеем Шамбой, а в Южной Осетии — достичь принципиальной договоренности об уходе Эдуарда Кокойты с поста президента на пост главы правительства, то в Приднестровье политика «мягкого регулирования» Москвы может дать сбой.
В отличие от Абхазии и Южной Осетии в Приднестровье помимо российского действуют и другие центры влияния. И речь идет вовсе не о Кишиневе: Молдавии сегодня не до восточного соседа.
Тамошние правые, ориентированные на союз с Румынией и через нее с Евросоюзом, вообще склоняются к тому, чтобы «отпустить» Приднестровье.
— Приднестровье, по сути, потеряно, — заявлял прессе лидер Либеральной партии Молдавии Михай Гимпу. — Вместо того чтобы оставаться заложниками нерешаемой проблемы, оставим эту головную боль России, а сами двинемся в ЕС.
Однако подобный вариант категорически не устраивает еще одну сторону приднестровского конфликта — Украину.
— Киев не может допустить юридического отделения Приднестровья, — сказал «Известиям» известный украинский политолог Валентин Кулик. — Это подало бы слишком плохой пример нашим собственным этническим сепаратистам — крымским татарам и карпатским русинам.
Пример Приднестровья может вдохновить и русскоязычные регионы Украины на требования более широкой языковой, а впоследствии и политической автономии. Этого в Киеве допустить не могут, так как русская автономия грозит распадом всего украинского государства в его нынешнем виде. Поэтому курс МИД Украины в приднестровском вопросе однозначен: поддержание статус-кво любой ценой.
Не исключено, что Игорь Смирнов, заявляя о намерении в пятый раз баллотироваться в президенты, рассчитывает именно на поддержку Киева. Пока он остается главой республики, прогресса на переговорах по статусу Приднестровья ожидать не приходится. Это не устраивает ни Москву, ни Кишинев, но вполне приемлемо для Киева.