Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Блинкен заявил об отсутствии данных о военных поставках Китая России
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Спорт
Тетерин победил Манжуева в бою турнира «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
На Тайване произошло землетрясение магнитудой 6,1
Мир
Минимум 10 человек погибли в результате пожара в гостинице в Бразилии
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

«Хочу отвлечь людей от iPad и заманить в оперу»

Режиссер Дмитрий Бертман — о квартирном вопросе, эротичном вокале и обещаниях мэра Москвы
0
«Хочу отвлечь людей от iPad и заманить в оперу»
фото: Игорь Захаркин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

26 октября московская «Геликон-опера» открывает 21-й сезон. Худрук Дмитрий Бертман показал «Известиям» круглосуточную стройку театра на Большой Никитской и рассказал, чем займется на необитаемом острове.

Что будет написано на афишах «Геликона» в этом сезоне?

― Опера «Запрет на любовь» Рихарда Вагнера, которая никогда не ставилась в России. Вагнер там молодой и легкий, похожий на Оффенбаха. Мы выпускаем одну премьеру в год, поскольку в эвакуационных условиях работать на полную мощность невозможно.

Как складывается судьба самой громкой постановки прошлого года — оперы «Царица» Давида Тухманова?

― Продолжается масштабный тур по России. После распада СССР такого опыта вообще не было ― чтобы опера гастролировала по стране. Мы уже были в Уфе, Краснодаре, Оренбурге, Челябинске, Самаре, Красноярске. Впереди ― Владивосток, потом Екатеринбург, Иркутск…

За свой счет возите?

― Нет, за спонсорский.

― Тухманов сам предложил вам партитуру своей оперы?

― «Царицу» принес нам продюсер проекта Лев Лещенко. Это совершенно новый жанр ― между оперой и мюзиклом. «Царица» рассчитана на привлечение людей, которые обычно не ходят в оперу. Сейчас мне сообщают из провинциальных театров, что после наших гастролей начался приток публики. Не случайно в этой опере речь идет о Екатерине Второй, единственной из русских монархов, кто сделал искусство, красоту и культуру национальной идеей.

― Как продвигается стройка «Геликона» на Большой Никитской?

― Я очень устал от борьбы за здание театра. Сейчас новые московские власти приняли  долгожданное и твердое решение строить. Есть надежда, что скоро моя голова будет больше занята партитурами и артистами, чем чертежами и совещаниям. Мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что театр откроется до 2013 года. А его заместитель Марат Хуснуллин пообещал, что уже к началу следующего сезона мы переедем на Большую Никитскую. Работы на нашей площадке идут 24 часа в сутки.

― В зале на 500 мест вы сможете полностью развернуться?

― Вполне. Это европейский размер зала. Многие старые театры в Италии такого объема.

― Музыкальный театр, которым полновластно правит режиссер пока еще не слишком распространенная модель.

― Был период, когда главными были певцы. Потом возник дирижерский театр. А ХХ век подвел к неизбежности режиссерского театра, потому что резко усилилась конкуренция в сфере зрелищности. Театру приходится жить в мире телевидения, интернета и iPad. Надо всех отвлечь от этого и заманить к нам — в оперу.

― Но зрелищность нередко убивает музыку.

― Разгадывание кода композитора ― главный предмет режиссуры в музыкальном театре. Когда мы говорим, что Станиславский и Мейерхольд ставили оперы, часто забываем, что оба они были музыкально грамотными. Сейчас оперу часто ставят по литературному тексту ― на этом и терпят фиаско. Все самое важное происходит в нотах.

― Вы согласны с репутацией режиссера-эротомана?

― Я не знал про такую репутацию, но в этом что-то есть. Пение ― уже эротика. Все вокальные школы делятся на два вида: певцы либо стонут, либо воют. Стон ― это эротическое явление. А вой я не люблю.

― Вы профессионально учились фортепианной игре. Нет ли внутренней борьбы состоявшегося режиссера с несостоявшимся пианистом?

― Однажды, когда я учился в ГИТИСе, заболел концертмейстер. Думаю: вот сейчас я покажу класс. Сел, сыграл свой отрывок, гордо срываю руки c клавиатуры. Тут мой педагог Георгий Ансимов кричит: «Вон из класса! Как ты мог сесть за инструмент, режиссер!» У меня слезы. Потом Борис Покровский объяснил мне, что в опере режиссер ― единственный человек, который защищает театр. Все остальные будут защищать музыку. Дирижер будет говорить слепой Иоланте: «Смотри на меня, жди вступления», и так далее.

Не посещает ли вас соблазн поставить балет?

― У меня было такое предложение от Валерия Гергиева. Я отказался и не сделаю этого никогда ― тут нужно хореографическое образование, иначе получится дилетантизм.

― Какой свой спектакль вы взяли бы с собой на необитаемый остров?

― Никакой. Спектакли не надо брать с собой, надо ставить новые. Если бы я нашел там Пятницу, то поставил бы монооперу.

Комментарии
Прямой эфир