Шедевры попали в мусорный бак

Пять шедевров стоимостью в €100 млн, похищенные в парижском Музее современного искусства полтора года назад, были разрезаны на мелкие куски и выброшены в уличный мусорный бак.
Об этом сообщает газета «Журналь дю диманш» со ссылкой на показания парижского антиквара Жан-Мишеля С., который только что был арестован полицией (в интересах следствия полные имена подозреваемых не разглашаются). Именно он, согласно этой версии, заказал кражу полотна Фернана Леже «Натюрморт с подсвечниками» из музейного собрания.
Выкрасть картину взялся 43-летний серб Врежан Т., известный в криминальных кругах как «человек-паук». На его «боевом счету» — десятки ограблений квартир, в которые он проникал через окна, карабкаясь по фасаду. Забравшись в музей, Врежан быстро нашел заказанное полотно Леже. Однако, будучи ценителем прекрасного, решил по собственной инициативе прихватить еще четыре картины — Пикассо, Брака, Матисса и Модильяни, которого особенно любил. Антиквар, имеющий лавку в районе площади Бастилии, обещал ему выплатить за Леже смехотворные €40 тыс. Однако по каким-то причинам не заплатил.
На всякий случай антиквар отдал на хранение пять картин часовщику Джонатану Б., который обычно выступает экспертом на аукционах. Джонатан рассчитывал на потенциального покупателя из Израиля, но тот в последнюю минуту решил не рисковать. Узнав, что полиция арестовала грабителя-серба, перепуганный Джонатан Б. бросился заметать следы. Поэтому часовщик, разорвав пять картин, бросил их кусочки в уличный бак, который увезла мусороуборочная машина.
Обо всех перипетиях «кражи века» на допросе поведал сам серб, пожелавший отомстить «обидчику». Эксперты не исключают такого развития событий хотя бы потому, что картины до сих пор не найдены. Однако следствие считает, что эти показания могут быть отвлекающим маневром, предназначенным пустить сыщиков по ложному следу.
«Кража нам кажется бессмысленной — такие шедевры сбыть практически невозможно», — утверждает один из них. Может быть, она была совершена с целью получения выкупа? «До сих пор в музей с таким предложением не обращались», — свидетельствует парижский вице-мэр по вопросам культуры Кристоф Жирар. Как бы там ни было, полиция изучает сербский след.
Именно в Сербии швейцарские полицейские только что нашли две украденные работы Пабло Пикассо — «Стакан и кувшин» и «Голова лошади». Они исчезли три года назад из музея городка Пфеффикон, находящегося неподалеку от Цюриха. Обе они принадлежали одному из музеев Ганновера и оценивались в €4 млн. Обнаружить картины удалось благодаря крупному вознаграждению, назначенному музейными властями Германии.