Воспитанники спецучилища восстали против режима

Бунт в закрытом Свердловском областном профучилище произошел из-за конфликта воспитанников и нового директора по режиму - бывшего сотрудника угрозыска. Протестуя против запрета курить и пользоваться сотовыми телефонами, подростки перебили окна и угали служебную "Волгу". Шестнадцать беглецов до сих пор ищут. Уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов заявил о необходимости общественного контроля за закрытыми спецучреждениями, куда со всей России свозят "трудных подростков".
Специальное профучилище закрытого типа № 1 в поселке Рефтинский чем-то напоминает зону — территория обнесена забором и колючей проволокой, в корпусах дежурит охрана. Здесь живут и учатся 115 мальчиков 15–17 лет, так называемые трудные подростки, попавшие сюда за мелкие кражи, ограбления и бродяжничество.
В ночь на вторник воспитанники первого и второго отрядов подняли бунт. Подростки повыбивали стекла в корпусах, разгромили мебель и оборудование в классах. Не тронули лишь плазменный телевизор в фойе — объяснили потом, что «пожалели, потому что им еще телек смотреть».
Беспорядки вспыхнули, когда директор учреждения Владимир Хуторной
находился в отпуске. Его обязанности исполнял заместитель Юрий
Неустроев.
- Говорить о бунте язык не поворачивается. Было
неповиновение администрации училища и самовольный выход на плац. По
дороге ребята немного покрушили стекла и кое-какое оборудование, - уверяет Неустроев.
Он лично вместе с еще одним сотрудником пытался утихомирить толпу «возбужденных подростков». Воспитанники требовали отстранения от должности замдиректора по режиму Сергея
Бакшаева. Тот пришел в училище год назад, а до этого работал
оперативником в уголовном розыске. Экс-милиционер достаточно резко
пресекал нарушения режима - курение и разговоры по сотовым телефонам, пользоваться которыми воспитанникам запрещено.
По словам Неустроева, зачинщиком акции стал одни из воспитанников,
который пытался утвердиться в качестве лидера среди сверстников.
- Этот парень просто не рассчитал свой авторитет и влияние. Он сам потом помогал наводить порядок, - говорит Неустроев.
Сразу после бунта 20 подростков сбежали из училища, один из них - 17-летний Павел Руденко - скрылся на служебной «Волге». Около полуночи полицейские заметили угнанную автомашину,
которая мчалась по трассе в сторону Асбеста. Чтобы остановить "Волгу", полицейским пришлось стрелять по
колесам.
Порядок в училище еще ночью навели сами воспитатели, но поднятые по тревоге полицейские из Асбеста и Екатеринбурга до утра стояли вокруг здания училища или прочесывали окрестности в поисках беглецов. 16 человек до сих пор не пойманы. Неустроев подтвердил, что среди беглецов есть осужденные за грабежи и убийства, однако никакого оружия - ножей или заточек у них не было.
В училище уже начались проверки. По факту бунта пока возбуждено уголовное дело по статье «Хулиганство». В прокуратуре замечают, что воспитанники училища регулярно уходили в «самоволку».
—В апреле прошлого года мы уже просили наказать 15 сотрудников училища, в том числе воспитателей и трех руководителей, — рассказывает официальный представитель прокуратуры Свердловской области Ольга Тетерина.
В июле 2010 года прокуратура уже ставила вопрос о смене директора Владимира Хуторного. Воспитатели застали в общежитии 2-го отряда шестерых подростков, пьющих водку. Когда они стали отбирать бутылки, воспитанники разбили одну из них и порезали себя осколками. Двое подростков попали в больницу. Как выяснилось позже, у одного из парней умерла мать - он устроил поминки. Однако в Минобразования не нашли оснований для смены директора.
Правозащитник Валерий Борщев считает, что система закрытых спецшкол, интернатов и профучилищ, которая досталась России в наследство от СССР, неплохо себя зарекомендовала - условия содержания в них мягче, чем в колонии. Но главная проблема заключается в том, что подобные учреждения относятся к
Министерству образования и туда в отличие от тюрем и колоний правозащитников не
пускают.
- Необходимо законодательно закрепить возможность общественного контроля за закрытыми учреждениями для несовершеннолетних, - заявил уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов.
По его словам, в том, что произошло в профучилище есть вина, как администрации, так и самих подростков, которые выразили свой протест радикальными методами - погромом и побегом.