Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Разговоры сумасшедших пятистопным ямбом

В «Современнике» поставили «Горбунова и Горчакова» Бродского — акварельную историю про обитателей советской психушки
0
Разговоры сумасшедших пятистопным ямбом
Никита Ефремов в роли Горбунова и Артур Смольянинов в роли Горчакова (слева направо). Фото: РИА НОВОСТИ/Илья Питалев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Постановщик спектакля Евгений Каменькович признался, что, когда пробовал репетировать «Горбунова и Горчакова» в другом театре, актеры ему сказали: «Нам кажется, время этой поэмы ушло». После чего репетиции закончились.

Понять артистов можно. При той активности, с которой режиссеры сегодня обращаются к теме советского прошлого, был риск, что история о двух пациентах совдеповской психушки не найдет отклика у зрителей. Однако худрук «Современника» Галина Борисовна Волчек не боится экспериментировать. Исполнители главных ролей Никита Ефремов (Горбунов) и Артур Смольянинов (Горчаков), как оказалось, тоже. Они доверились режиссерскому чутью Каменьковича и через полгода мучительных репетиций выпустили премьеру.

Надо учитывать, что постановки Евгения Борисовича имеют свойство созревать на публике и набирать с каждым годом. Скажем, неподъемный шестичасовой «Улисс» в Мастерской Петра Фоменко с течением времени задышал, подтянулся и сейчас, кажется, превосходит первоисточник — роман Джеймса Джойса. Вероятно, с «Горбуновым и Горчаковым» произойдет что-то похожее. Пока же история людей, ведущих бесконечные ночные разговоры пятистопным ямбом, и воспринимается, и играется трудно.

Поэма была написана Бродским в период с 1965 по 1968 год под воздействием впечатлений от психиатрической больницы. Проговорив их, он, возможно, смог избавиться от воспоминаний о пережитых ужасах — чего стоит воспоминание о вскрывшем себе вены соседе по палате.  В постановке «Современника» нет места жестокости и натурализму. Каменькович верен себе — он создает почти акварельную историю, говорит о серьезных вещах с неизменной улыбкой.

Его мир населяют чудаки — аутичный старик в пижаме Бабанов (Рогволд Суховерко), поющий свои реплики Мицкевич (Андрей Авельянов), медсестрица, словно заимствованная из «Полета над гнездом кукушки» (Елена Плаксина), явно заразившийся душевной болезнью врач (Андрей Аверьянов). Параллельно с ними в действии принимают участие неодушевленные пациенты — тряпичные куклы, которых санитары то сажают гурьбой к телевизору, то к окну, в котором виден февральский снег.

Обитатели этого полуживого, причудливого мира Горбунов и Горчаков — друзья и антагонисты. Один полон любви и поэзии, другой — зависти и прозы. То ли Моцарт и Сальери, то ли Иисус и Иуда, то ли две грани одного «я».  

Артур Смольянинов играет Горчакова ярко и пронзительно. То он внимательный и чуткий друг, то предатель и завистник. Физически уничтожив Горбунова, он не льет слез радости, но, как Сальери, ощущает бесконечное одиночество и собственную ничтожность.

Перед Никитой Ефремовым стоит задача посложнее. Играть героя-аллегорию, человека без свойств — задача не из легких. Кажется, Ефремов намеренно отказывается от своего обаяния, тушит заразительность, гасит страстность. Его Горбунов изначально обречен, но он не борется, как античный герой, а смиренно ждет смерти, что с театральной точки зрения не так интересно. 

Комментарии
Прямой эфир