Эксперты считают причиной катастрофы Як-42 отказ техники

Специалисты технической комиссии Межгосударственного авиационного комитета (МАК) приступили к составлению отчета о причинах катастрофы Як-42, разбившегося под Ярославлем. Эксперты провели расшифровку «черных ящиков», завершили полевой этап расследования, опросили оставшегося в живых бортинженера и закончили серию летных экспериментов, восстановивших последний полет Як-42.
Официально причины катастрофы технической комиссией пока не названы. Опрошенные «Известиями» независимые эксперты, летчики и двигателисты считают, что представленная версия трагедии — к ней якобы привели действия одного из пилотов, который
тормозил при взлете, — необъективна.
— Тормозил пилот или нет, достоверно
установить невозможно, потому что датчиков, которые бы фиксировали воздействие
на педаль, на Як-42 не стоит. Не ведется и видеонаблюдение за действиями экипажа,
— говорит летчик-испытатель Андрей Гусев.
Притормаживать могла сама гидросистема,
возможно, из-за скрытого дефекта, замечает
Гусев. «Валить вину на экипаж — самый легкий путь», — сетует эксперт.
«Подозрение» на гидросистему пало сразу
после того, как в интернет попали фотографии с места гибели самолета. У колес была разрушена
пневматика.
— Мы видим, что полосы для разбега не
хватило, значит, самолет что-то тормозило, что-то случилось или с гидравликой,
или с двигателями. Торможение бывает двух сортов: аэродинамическое, когда стабилизатор
не установлен во взлетное положение, или же торможение колес, — объясняет летчик-испытатель Владимир Герасимов, пилота 1-го класса,
который много лет проработал в Министерстве гражданской авиации и
Госавианадзоре СССР и расследовал многие авиакатастрофы.
Владимир Грудин, авиарасследователь с
40-летним стажем, считает, что к трагедии могли привести два
фактора.
— При максимальном режиме взлета расход
топлива увеличивается на треть, а в авиакомпаниях летчикам настоятельно
советуют топливо экономить, — поясняет Грудин. — Предельный режим
взлета также уменьшают, чтобы самолеты меньше шумели, поскольку люди, живущие рядом с
аэропортами, часто жалуются на гул.
Странное поведение пилотов Як-42, когда один из них
зачем-то якобы тормозил машину на взлете, не могло стать причиной катастрофы, считает
и старший научный сотрудник петербургского Института проблем машиноведения
РАН, кандидат физико-математических наук Виктор Кулагин. К падению самолета под Ярославлем, говорит он,
могло привести редкое и малоизученное явление — срыв компрессора двигателя,
возникающий из-за стечения обстоятельств природного характера.
— Медленный разгон был не от того,
что тормозили, — говорит Кулагин. — Не было тяги в двигателях, хотя они ревели и был полный газ, как и положено
при взлете.
Явлением, которое машиностроители называют «срыв компрессора двигателя», несколько лет назад занималась лаборатория методов анализа надежности, где работает Кулагин.
— Топливо подается по максимуму,
двигатель, что называется, «ревет», а тяги нет, — объясняет Кулагин. — Потому
что компрессор, который питает кислородом турбину, крутится, но не подает воду
в турбину. Вернее, подает, но очень мало.
По мнению Кулагина, Як-42 под
Ярославлем стал жертвой именно этого явления.
— Есть два этапа срыва компрессора,
— продолжает Кулагин. — Второй, когда двигатель уже «чихает» и «кашляет»,
называется помпажем. А первый этап — когда на взлете происходит так называемый
«тихий срыв компрессора».
Впрочем, эксперты-летчики ставят эту версию под сомнение.
— Если бы у двигателя было предпомпажное состояние, то это бы
записал черный ящик, малейшее уменьшение оборотов двигателя было бы
зафиксировано. Но, по МАКу, все работало в штатном режиме, — парирует Герасимов. Он не согласен и с тем, что дело в стартовом режиме двигателей. — Даже
при взлете на номинальном режиме с той полосы, с которой они взлетали, было
достаточно для того, чтобы выполнить нормальный взлет.
Несогласованность
в действиях экипажа привела к падению Як-42, но это было следствием, причину же
катастрофы нужно искать в технике, считают специалисты.
— МАК выдает сертификат самолету и сам
же занимается расследованием катастрофы. Для них самолет — священная корова,
— считает Герасимов.
Высказывая разные версии, эксперты сходятся в одном: уровень расследований авиационных
происшествий сейчас в целом ниже, чем 10–20 лет назад.