Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Лоран Канте умер в 63 года
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Происшествия
В Москве 30 человек эвакуировали из шашлычной из-за пожара
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

МВД и ФСБ разошлись во взглядах на историю

Историка Михаила Супруна продолжают обвинять в нарушении гостайны о сталинских репрессиях
0
МВД и ФСБ разошлись во взглядах на историю
Михаил Супрун. Источник фото: из личного архива
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Архангельский историк Михаил Супрун, которого сейчас судят за разглашение сведений о частной жизни репрессированных российских немцев, неожиданно оказался в центре межведомственного противостояния между МВД и ФСБ. Адвокаты ученого утверждают, что он законно собирал информацию для своей книги о репрессированных в СССР немцах в рамках соглашения с МВД. Однако ФСБ считает, что все эти сведения относятся к гостайне и не подлежат огласке.

В Архангельске состоялось очередное заседание суда по делу завкафедрой отечественной истории Поморского госуниверситета Михаила Супруна и бывшего начальника архива УВД Архангельской области Александра Дударева. Обоих обвиняют в превышении должностных полномочий, а Супруна еще и в нарушении неприкосновенности частной жизни. Из обвиняемых на суде появляется только Дударев, потому что Супрун до сих пор находится в научной командировке в Польше.

Это дело в суд передали следователи архангельского УФСБ. В 2007 году Супрун взялся по заказу немецкого Красного Креста написать книгу о репрессированных российских немцах. За эту работу Поморский университет получил грант в €40 тыс. Супрун собирал материалы для книги, встречаясь с потомками репрессированных немцев, а также изучал архивы УВД, доступ к которым он получил от Александра Дударева.

Вскоре, как утверждают чекисты, к ним стали поступать заявления от потомков репрессированных немцев о том, что издание книги и публикация в ней информации об их предках нарушает неприкосновенность их частной жизни. Кроме того, в ФСБ считают, что часть полученных историком сведений относится к гостайне и не подлежат огласке. На этом и строится все обвинения в адрес Супруна.

Обвиняемые намерены доказать обратное. На заседании адвокат Супруна Иван Павлов предоставил суду документы о том, что его подзащитный и Дударев действовали в рамках особого приказа МВД. В 2006 году немецкий Красный Крест и Главный информационно-аналитический центр МВД РФ заключили договор о сотрудничестве, который разрешал собирать информацию о репрессированных немцах.

— Я предоставил Супруну сведения из архива в рамках приказа центрального аппарата МВД, который он разослал всем региональным управлениям, — объясняет Александр Дударев.

Супрун удивлен, что у ФСБ появились претензии только к нему и Дудареву.

— Работа других участников проекта продолжилась, — говорит историк. — За то время, пока нас судят, МВД передало немецкому Красному Кресту информацию почти о 3 млн репрессированных. На вполне законных основаниях.

По словам официального представителя Главного информационно–аналитического центра МВД РФ Алины Беляковой, проблема заключается в том, что Дударев «делился» информацией с Супруном.

— Разглашению подлежит лишь информация о реабилитированных заключенных, — рассказала Белякова. — МВД проводит «фильтрацию» информации и передает Германии только то, что можно. А кому Супрун давал информацию и о ком — большой вопрос.

Правозащитники считают, что вопрос Супруна имеет историческую подоплеку.

— В 2007 году усилилась борьба с фальсификацией истории, — рассказывает член совета архангельского отделения правозащитного движения «За права человека» Александр Юфряков. — И в то же время ФСБ была не заинтересована в том, чтобы опубликовать правду о жестокости своих предшественников — НКВД — в отношении русских немцев. ФСБ назвала проект Супруна фальсификацией истории и помешала оглашению «щекотливой» информации.

Дело Супруна вызвало резонанс по всей Европе. Немецкое отделение Красного Креста направило в Архангельский суд письмо, в котором выразило возмущение уголовным делом в отношении ученого и полицейского.

В течение нескольких последних недель скандинавские правозащитники, в том числе члены известной шведской организации Contra Foundation, выходили пикетировать российское посольство в Стокгольме. По словам правозащитников, после этого сотрудники посольства посещали их дома и проводили разъяснительные беседы о том, что больше не надо ходить на пикеты.

Комментарии
Прямой эфир