Вдова пилота Як-42 утверждает, что он был здоров

Людмила Жевелова, вдова второго пилота разбившегося под Ярославлем Як-42, опровергла выводы расследования Межгосударственного авиационного комитета (МАК), возложившего вину за гибель самолета на экипаж — командира Андрея Соломенцева и второго пилота Игоря
Жевелова.
Именно Жевелов, как следует из отчета МАКа, страдал расстройством нервной системы, а в его крови был обнаружен запрещенный препарат фенобарбитал, оказывающий «тормозящее действие на центральную нервную систему».
Ссылаясь на выводы «высококвалифицированных специалистов-неврологов»
представители МАКа объявили, что Жевелов не имел права находиться
за штурвалом поскольку последние 11 лет страдал полинейропатическим
синдромом (состояние, связанное со снижением рефлексов).
— Я буду опровергать эту версию МАКа, — заявила «Известиям» вдова Игоря Жевелова. — Мой муж профессиионально играл на гитаре, записывал песни на диски.
Человек с пониженной чувствительностью не мог бы так.
Людмила отметила, что уже созвонилась с врачами, которые осматривали ее
мужа перед последним вылетом, и те также готовятся опротестовать решение
МАКа.
Жевелова сама отработала бортпроводницей 25 лет, имеет 8 тыс. часов налета
и только последние полтора месяца не летала вместе с супругом.
— У нас с
ним были просто очень доверительные отношения. Если бы он болел, я бы
знала, — заявляет она.
Женщина уверяет, что ее муж никогда не принимал запрещенных веществ, а
фенобарбитал входит в состав «многих лекарств, даже самых безобидных —
от головы».
— Фенобарбитал действительно входит в состав
множества
многокомпонентных лекарств, которые в аптеке отпускаются без рецепта. И не всегда указано его наличие и
ограничения к приему, — подтвердил эксперт фармацевтического рынка
Давид Мелик-Гусейнов, пояснив, что этот вещество есть даже в обычных
корвалоле и валокордине.
При проведения расследования специалисты МАКа изучили медицинскую карту пилота Жевелова. По данным отчетам, на снижение чувствительности ног он жаловался в 2000 году, а в 2005 году
такие же симптомы обнаружил в руках. В 2007 году врач прописал Жевелову
препарат нейромедин, который восстанавливает «нервно-мышечную
передачу» — проще говоря, восстанавливает координацию движений. Оговаривается, что летчик обращался к врачу в «частном порядке».
В итоге получается, что пилот просто скрывал свое заболевание или не считал его серьезным. Ведь он регулярно проходил врачебно-летную экспертную комиссию (последний раз в апреле этого года) и специалисты никаких отклонений в его состоянии не заметили. В противном случае заболевание стало бы прямым противопоказанием к допуску к работе.
По словам ведущего психофизиолога по
летным испытаниям академика Владимира Пономаренко,
неврозы, ипохондрические состояния, нейрососудистые
расстройства встречаются у 18% летчиков. И если за каждые два года Центральная врачебная экспертно-летная комиссия (ЦВЭЛК) признает негодными не более 200 человек в возрасте до 50 лет, то в группе 48–55 лет «выбраковывают» свыше 500 человек.
— Любой
пилот по возможности будет скрывать свою болезнь, чтобы не быть
списанным из летного состава, но я не могу поверить, чтобы
родственники не знали об этом! — говорит летчик-испытатель Андрей Гусев. — И кроме того, пилот же не самоубийца,
чтобы летать с серьезным заболеванием, подставляя и себя, и других.
Гусев говорит, что тоже не согласен с выводами МАКа, считая причиной катастрофы все же отказ
техники — неисправность гидравлики в тормозной системе. Точка в расследовании трагедии под Ярославлем пока не
поставлена — окончательные выводы должен сделать Следственный комитет. Например, Людмила Жевелова будет просить следователей дать ответ на вопрос, «кто заставил пилотов взлетать с середины взлетной полосы».