Наталья Гулевич не смогла выкупить у суда свободу

Мосгорсуд оставил в СИЗО «Матросская Тишина» 50-летную тяжело больную предпринимательницу Наталью Гулевич, обвиняемую в мошенничестве. Причина в том, что за четыре дня ее родственники так и не смогли собрать залог за ее освобождение в 100 млн рублей. В тюрьме у Гулевич обострились тяжелые болезни, поэтому адвокаты и правозащитники опасаются, что арестантка может повторить судьбу юриста Сергей Магнитского и предпринимательницы Веры Трифоновой, скончавшихся за решеткой, так и не дождавшись суда.
Наталья Гулевич, обвиняемая в мошенничестве на сумму $23 млн, уже год находится в СИЗО «Матросская Тишина». Тверской райсуд Москвы уже семь раз продлевал для нее арест. Адвокаты Гулевич попросили выпустить ее на свободу под залог в 3 млн рублей. 3 ноября Мосгорсуд согласился освободить Гулевич, запросил в качестве залога беспрецедентную сумму — 100 млн рублей. На сбор денег суд дал четверо суток, из которых трое приходилось на праздники.
Собрать такую сумму и за такой срок родственники Гулевич не смогли, поэтому суд оставил ее под стражей еще на месяц — до 2 декабря. Решение об освобождении под залог было отменено.
— Гулевич физически не смогла бы найти столько денег, да еще за один
рабочий день, — объясняет «Известиям» адвокат Анна Ставицкая. — Муж
обвиняемой — военный пенсионер Валерий Гулевич с пенсией в 12 тыс. рублей, не в состоянии собрать даже часть залога.
Этот залог пока считается рекордным в России. Ранее за освобождение из СИЗО смертельно больного юриста ЮКОСа
Василия Алексаняна суд запросил 50 млн рублей, а за свободу бывшего замгендиректора
Третьяковской галереи Олега Беликова, обвиняемого в хищении 87 млн рублей, — 55 млн рублей.
Суд мотивировал свое решение по делу Гулевич тем, что она обвиняется в мошенничестве на сумму $23 млн. Компания предпринимательницы «Статус» владеет несколькими зданиями на Садовнической набережной в центре Москвы и зарабатывала, сдавая их в аренду. В 2005 году Гулевич взяла в НОМОС-банке кредит почти на $50 млн. Залогом стала недвижимость компании.
В 2009 году банк посчитал, что кредит ему не вернули, после чего против Гулевич было возбуждено уголовное дело по ст. 159 УК РФ («Мошенничество»). В декабре прошлого года женщина была арестована. Сама Гулевич утверждает, что полностью вернула банку кредит, но стала жертвой рейдерского захвата ее бизнеса.
Адвокаты заявляют, что за время нахождения в столичном СИЗО «Матросская Тишина» у Гулевич резко ухудшилось здоровье. У женщины отказал мочевой пузырь — ей поставили катетер, но по-прежнему оставили в СИЗО.
— В любой момент могут отказать почки, и дело закончится смертью, — объясняет «Известиям» Ставицкая.
Кроме того, у Гулевич прогрессирует остеохондроз и грыжа позвоночного столба. Летом этого года у женщины удалили матку и придатки. Адвокаты Гулевич жалуются на то, что в СИЗО нет необходимых лекарств и условий для ее лечения.
Адвокаты регулярно напоминают суду, что Гулевич подпадает под президентские поправки, запрещающие арестовывать предпринимателей. Следователи, в свою очередь, считают, что предпринимательница симулирует болезни и может на свободе скрыться.
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), изучив представленные врачами СИЗО документы, решил, что Гулевич нуждается в срочной госпитализации в клиническую больницу. Тюремные власти, напротив, считали, что их арестантка — здоровый человек и с ней всё в порядке.
Правозащитники настаивают, что суд должен выпустить больную предпринимательницу на свободу бесплатно.
— Любое промедление в судьбе Гулевич — в прямом смысле смерти подобно, — объясняет «Известиям» исполнительный директор общероссийского движения «За права человека» Лев Пономарев.
Председатель Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Москвы Валерий Борщев заявил «Известиям» о том, что правозащитники намерены инициировать независимую врачебную экспертизу состояния здоровья Гулевич.