По лондонскому счету

В продолжающемся в Высоком суде Лондона разбирательстве между Борисом Березовским и Романом Абрамовичем ни одна из сторон еще не получила преимущества. Всё из-за того, что обоснованность претензий Бориса Березовского может подтвердить лишь тот, кому эти претензии предъявляются. То есть сам Роман Абрамович. Впрочем, даже в случае победы в суде истцу будет не просто получить деньги, которые он требует, отмечают британские юристы.
Адвокаты Березовского уже почти неделю ведут допрос Романа Абрамовича. Во вторник от него требовали вспомнить обстоятельства нескольких встреч с Березовским и Бадри Патаркацишвили в 2000 году. Именно тогда, утверждают представители истца, обсуждались варианты продажи якобы принадлежавших Борису Березовскому долей в российских компаниях — в частности, «Сибнефти».
Продолжающееся уже больше месяца рассмотрение иска Бориса Березовского к Роману Абрамовичу успело принести много неожиданностей. Ответчик рассказал во всеуслышание о том, как в России делался бизнес в 1990-е годы, что такое «крыша», а также кто, кому и за какие суммы оказывал протекцию в высоких кабинетах. Абрамович упомянул даже о том, что разочаровался в Березовском из-за его отношения к катастрофе подлодки «Курск» в августе 2000 года.
Однако судебное разбирательство все еще далеко от завершения. Доводы истца, как и аргументы ответчика (не подтвержденные практически никакими документальными свидетельствами), вряд ли cмогут склонить весы британской фемиды в сторону какой-либо из сторон. Позиция Романа Абрамовича перестает выглядеть убедительной, когда совладелец Millhouse Capital начинает забывать места, даты и содержание своих встреч с Борисом Березовским. Последний настаивает на том, что являлся собственником части бизнеса Абрамовича — в частности, компании «Сибнефть», — но не может привести этому никаких доказательств.
Впрочем, в текущей ситуация положение Романа Абрамовича выглядит предпочтительнее, замечает лондонский партнер международной юридической компании Eversheds Энди Муди.
— Это Березовскому нужно доказать, что он владел бумагами «Сибнефти». Возможно, он пока не достал из рукава своих козырей, но если их нет, то доказать это придется его адвокатам. Однако фактически подтверждение этого можно получить лишь от самого Абрамовича, — отметил юрист.
Кроме того, могут возникнуть сложности и с доказательством того, что Березовский отказался от бизнеса в России под давлением.
— В рамках англосаксонского права потерпевшая сторона может добиться возмещения, если будет установлено, что та или иная сделка заключалась под давлением. Но сложно доказать, что Абрамович, сам зависевший от Березовского, стал вдруг на него давить, считает управляющий партнер Goltsblat BLP Андрей Гольцблат.
Сам Абармович назвал информацию о давлении на Березовского «концентрированной ложью».
Тем не менее, как полагает Энди Муди из Eversheds, даже если лондонский суд встанет на сторону бывшего олигарха, ему трудно будет получить от Романа Абрамовича желаемую компенсацию. По мнению юриста, суд пока не уделяет должного внимания самой цифре — $5,5 млрд.
— Довольно сложно точно установить, насколько она оправданна. В любом случае взыскать ее в полном объеме нельзя, ведь многие активы Абрамовича зарегистрированы за пределам юрисдикции лондонского суда, — подытожил эксперт.