Летчиков посадили родственные связи

Приговор в Таджикистане пилотам Владимиру Садовничему и Алексею Руденко вызвал запоздалый дипломатический скандал. Дмитрий Медведев попросил российский МИД разобраться в деле. "Известия" попытались выяснить, почему посадили летчиков.
В авиакопании Rolkan Investmens, которой принадлежали конфискованные самолеты, считают, что летчики стали заложниками рейдерской атаки - таджикские силовики пытались заполучить два транспортных самолета Ан-72.
Многие в самой республике называют и другую версию: приговор в Курган-Тюбе мог быть своеобразным ответом на уголовное преследование в России Амонулло Хукумова - сына начальника Таджикской железной дороги и близкого родственника президента республики. За сбыт крупной партии героина Хукумов получил в Подмосковье 9 лет лишения свободы.
12 марта 2011 года два транспорных самолета Ан-72 авиакомпании Rolkan Investmens Ltd были задержаны в таджикском аэропорту Курган-Тюбе по подозрению в незаконном пересечении границы, нарушении правил полетов и контрабанде - в салоне нашли разобранный авиадвигатель. По контракту с американской логистической компанией Supreme, самолеты возили гуманитарные грузы в Афганистан.
8 ноября командиры экипажей Владимир Садовничий и Алексей Руденко получили по 8,5 лет лишения свободы.
В авиакомпании Rolkan Investmens Ltd "Известиям" рассказали, что причиной уголовного преследования стала попытка таджикских силовиков заполучить два самолета Ан-72. Авиакомпания работает в Таджикистане уже 3 года - за это время ее услугами пользовались Минобороны, пограничные войска и президентская (национальная) гвардия.
-- Cразу после задержания наших пилотов Раджабали Рахмонали [командующий Национальной гвардией Таджикистана] предложил сделку: мы передаем в безвозмездное пользование республике Таджикистан два самолета Ан-72, а Садовничий и Руденко получают свободу, - заявил "Известиям" гендиректор авиакомпании Rolkan Investmens Cергей Полуянов.
По его словам, командующий НГТ откровенно заявил, что "транспортники" необходимы Таджикистану, чтобы укрепить воздушный флот страны (сейчас он состоит из АН-26, учебного Л-29, четырех Л-39, а так же нескольких вертолетов МИ-8 и МИ-24).
Представители Rolkan Investmens Ltd утверждают, что за время следствия по делу Садовничего и Руденко, они десять раз встречались с Рахмонали. Подтверждением этих встреч стали документы и аудиозаписи.
- Во время одной из встреч нам предложили заключить фиктивную сделку и продать оба самолета за символическую сумму - 5$, - продолжает Полуянов. - Рыночная стоимость каждого такого самолета составляет около $800 тыс.
В НГТ "Известиям" отказались комментировать ситуацию, сославшись на то, что командующий находится на полигоне и с ним нет связи.
После ареста юристы авиакомпании обратились за помощью к российским дипломатам, когда Садовничему и Руденко предъявили официальные обвинения.
- Представители российского посольства позвонили в Комитет национальной безопасности Таджикистана, поговорили с кем-то, после чего сказали мне: «А что вы хотите, ведь летчики сами виноваты», - вспоминает Полуянов. – На этом вся их помощь закончилась.
В посольстве заявили, что внимательно следили за делом, надеясь при этом на благоразумие следствия. Сам Полуянов вспоминает, что помощи так и не дождался, и ему пришлось бежать из Таджикистана.
- Когда таджикские силовики поняли, что никаких сделок по самолетам не будет, они отдали команду о моем задержании, - рассказывает "Известиям" Полуянов. – Я не буду рассказывать, каким образом мне удалось уехать в Россию. Это тайна. Но мой товарищ и помощник Валерий Пфефер фактически остался в Таджикистане заложником.
Пфефер подтвердил "Известиям", что вплоть до самого отъезда из Таджикистана его мобильные телефоны прослушивались, а за ним была организована слежка. Он утверждает, что именно поэтому руководство Rolkan Investmens Ltd до суда не могло никому рассказать об истинной подоплеке этого дела.
Кроме того, как выяснили "Известия", в деле российских летчиков могут быть замешаны и родственные узы. Два года назад в подмосковном Щелково 9 лет лишения свободы получил Рустам Хукумов - сын влиятельного чиновника, начальника Таджикской железной дороги Амонулло Хукумова, ближайшего родственника президента Таджикистана. Приемный сын Хукумова - Зубайд несколько лет назад женился на дочке главы Таджикистана Эмомали Рахмона Озоде.
Рустам Хукумов
являлся гражданином России. По некоторым данным, отец приобрел ему
коттедж в столичном регионе, в котором жил молодой человек.
В июне 2008 года Рустама Хукумова и трех его земляков задержали в Подмосковье с 9-ю килограммами афганского героина. Следствие шло 2 года, и несмотря на все просьбы Душанбе, ему дали девять лет, посчитав организатором наркобизнеса. Как установил суд, Хукумов получил от неустановленного наркокурьера груз героина. Наркотики доставлялись в Россию по железной дороге.
По странному стечению обстоятельств, Хукумов родом из города Курган-Тюбе, в котором и проходил суд над Садовничем. А сам Садовничий живет в Щелкове, где вынесли приговор Хукумову. С тех пор сын высокопоставленного таджикского чиновника сидит в одной из подмосковных колоний.
- Периодически делаются попытки договориться о досрочном освобождении, но сомневаюсь в том, что Рустам может стать разменной монетой в торге за летчиков, - - считает председатель Движения Трудовых мигрантов Таджикистана Каромат Шарипов.
Однако консул России в Таджикистане Дмитрий Кабаев считает, что хотя Хукумов "очень большой человек", ради его сыновей никто бы не стал подвергать риску налаженные двусторонние отношения двух братских государств.