Летчик Садовничий летал без документов

Дипломаты и политики пытаются вытащить летчиков Владимира Садовничего и Алексея Руденко из таджикской тюрьмы. Хозяева самолетов, на которых они летали, жалуются на международных рейдеров, устроивших торг: свобода пилотов в обмен на транспортные самолеты. Однако, как выяснили «Известия», эти самолеты могли быть задержаны не только в Таджикистане, но и в любой другой стране, поскольку международные авиационные власти объявили их в розыск еще в 2010 году как запрещенные к эксплуатации.
Вокруг скандального приговора развернулась информационная война. Начальник кабульского аэропорта Якобулло Расули заявил, что задержание российского самолета произошло по приказу министерства транспорта Афганистана: у Ан-74 не оказалось документов для полета над афганской территорией. В марте эта же причина стала основанием для задержания в Таджикистане двух самолетов Ан-72, летевших транзитом из Афганистана в Россию.
Официальный представитель Rolkan Investments Ltd Валерий Пфефер говорит, что отсутствие документов здесь ни при чем. Запрет на вылет, по его версии, связан с долгами фирмы Aerospace Consortium, которая арендовала транспортники и задолжала кабульскому аэропорту $2,5 млн.
— Как только пилоты возвратятся на родину, мы будем судиться за наше имущество, — утверждает Пфефер.
Собственники арестованных самолетов утверждают, что стали жертвами международных аферистов. Подробнее об этом читайте здесь.
По версии Пфефера, организовали инцидент руководители эмиратской авиакомпании Khatlon FZE — гражданин Киргизии Олег Лысенко и россиянин Олег Баранов. Rolkan Investmens Ltd в 2010 году сдала три Ан-72 находящейся в ОАЭ компании Aerospace Consortium, которой руководит индус Джагиб. Khatlon FZE оформляла разрешения на пролет для самолетов.
Лысенко обеспечил вылет летчиков из Кабула, после чего самолеты арестовали в Таджикистане.
«Известиям» удалось связаться с Олегом Барановым, которого собственники арестованных самолетов обвиняют в афере. Баранов утверждает, что в инцидентах виноваты сами владельцы Rolkan Investmens.
— Самолеты летали без настоящих документов, оригиналы у них никто не спрашивал, а предоставляемую липу толком не проверяли, — говорит Баранов. — При этом владельцы компании в обслуживание самолетов денег не вкладывали, выжимая из них все соки. В июне 2008 года двигатели должны были продлить ресурс на заводе «Ан», но владельцы не сделали этого. В итоге разработчики двигателей сообщили об этом авиационным службам Грузии, и те сняли самолеты из реестра.
Как сообщили «Известиям» в ГП «Антонов», арестованные самолеты являются военно-транспортными и срок их эксплуатации истек еще в 1999 году.
— Мы неоднократно связывались с их владельцами с предложением о переоборудовании в гражданский вариант Ан-72-100 и продлении сроков службы, но все предложения были проигнорированы, — сообщили в пресс-службе предприятия. — В 2010 году мы обратились в Государственную авиационную администрацию Украины с просьбой сообщить в IKAO (Международная организация гражданской авиации), что эти самолеты не поддерживают летную годность и их эксплуатировать запрещено.
ГП «Антонов» сообщило об этом грузинским авиавластям, однако в госреестр Грузии их все-таки поставили — всего на два месяца. Именно по этим «двухмесячным» документам самолеты и летали все три года, утверждает Баранов.
По словам Баранова, ни он лично, ни его компаньоны не занимались оформлением полетной документации, поскольку это делают специально лицензированные фирмы.
Когда информация о том, что самолеты летают без сертификатов летной годности и регистрации, дошла до афганских властей, они дали команду на арест трех Ан-72.
— Гендиректор Rolkan Cергей Полуянов, объявленный таджиками в международный розыск, узнал об этом заранее и приказал пилотам срочно улетать из Кабула, — утверждает Баранов.
Двум самолетам, на которых летели Садовничий и Руденко, удалось это сделать. В Курган-Тюбе, где они запросили вынужденную посадку, пилотов арестовали.
Судебные перспективы исков Rolkan Investmens к властям Афганистана и Таджикистана о возвращении арестованных самолетов, по мнению юристов-международников, весьма туманны.
— Rolkan Investmens нужно подавать иск либо в суд Таджикистана, либо в любые иные иностранные суды, где у ответчика есть имущество, — поясняет специалист по международному праву адвокат Александр Муранов. — Но выиграть такой процесс будет очень сложно.
Существует юридически сложная концепция иммунитета государства.
— Это очень сложная доктрина, в соответствии с которой к государствам иски за границей предъявлять нельзя, — говорит Муранов. — И она может помешать предъявлению и удовлетворению иска данной компании не только в России, но и за рубежом.
— В каждом государстве эта доктрина принимается в разных пределах и подпадает под разные изъятия, — замечает адвокат Александр Островский. — Нужно будет доказать, что данный иск под изъятие подпадает и его можно предъявить к государству.