Формула русского человека от Никиты Михалкова

Никита Михалков вновь вступил на тропу кинопублицистики. Шагая по ней, режиссер вывел «формулу русского человека» и пришел к выводу, что «власть в России должна быть вертикальна».
Все это произошло на Форуме европейских и азиатских медиа в Астане, куда Никита Михалков был приглашен в качестве почетного гостя. В этот же день в Москве Владимир Путин проводил заседание Совета по кинематографии с участием ведущих российских кинодеятелей. Отсутствие на заседании самого ведущего навело было на разные подозрения, однако режиссер их развеял, заявив, что на участие в форуме согласился давным-давно, а о готовящемся заседании узнал всего несколько дней назад.
На форуме Михалков представил свой новый документальный фильм «Русский философ Иван Ильин». Название как нельзя лучше отражает суть учения Ильина, для которого «русскость» была не менее важна, чем собственно философия.
Свой фильм режиссер предусмотрительно назвал «провокативными зарисовками». Михалков, давний поклонник Ильина, не только продемонстрировал полное согласие с философом (с довольно неоднозначной репутацией, особенно среди людей либерального толка), но и вновь показал свою приверженность идеям, которые, по собственному признанию, «никогда и не скрывал».
Михалков, например, разделяет точку зрения Ильина, что спасти Россию может только «авторитарная, воспитующая и возрождающая диктатура». То есть «диктатура лучшего», которая станет выходом «из тупика безвластия».
— Я совершенно уверен, что результаты безвластия в России намного более кровавы, жестоки и чудовищны, нежели результаты любой — самой жесткой — власти. Безвластие в России — самое большое наказание не только для России, но и для мира, — это уже мысли самого Михалкова.
— Россия — это крест. Если его переводить в художественный образ, то можно сказать, что это вертикаль власти и горизонталь культуры и экономики. То есть культура и экономика не должны подчиняться власти, но власть должна быть вертикальна и централизована, — развивал Никита Михалков идеи Ильина.
Надо отдать должное режиссеру — размышлениям о судьбах России предшествовало его признание:
— Как у любого русского интеллигента, у меня на все есть свое мнение.
Кроме того, автор «Пяти вечеров» сообщил, что вывел «формулу русского человека»:
— Русским может быть только тот, у кого чего-нибудь нет. Но не так нет, чтобы обязательно было, а — нет, и хрен с ним.
Пожалуй, лучшей формулировки для национальной идеи нам пока и не найти.