Конго между Первой и Второй мировой

В понедельник в Демократической Республике Конго, ранее известной, как Заир, стартовали парламентские и президентские выборы. Независимо от их официальных итогов наблюдатели ожидают всплеска насилия в этой крупнейшей африканской стране, а возможно, и возобновления межэтнической войны в масштабах всей Экваториальной Африки.
«Нет никаких сомнений, что победу на выборах одержит действующий президент Жозеф Кабила, — рассказала «Известиям» эксперт по делам региона Натальского университета в Кейптауне Ирина Филатова. — Другой вопрос, сумеет ли он удержать власть в стране и сохранить Конго как единое государство».
Жозеф Кабила четвертый президент Демократической Республики Конго с 2001 года, после убийства своего отца, третьего президента республики Лорана Дезире Кабилы. Кабила-старший, этнический банту, пришел к власти благодаря руандийским тутси, которые, действуя через своих единоплеменников в самом тогдашнем Заире, помогли ему свергнуть диктатора Мобуту, принадлежавшего к народу мгбанди.
Однако после своей победы в 1997 году Кабила решил отдалить тутси от власти. Указ о расформировании частей конголезской армии, укомплектованных тутси, и высылке из страны всех иностранных военных привел к кровопролитной второй конголезской войне 1998–2002 годов, которую африканисты часто называют «африканской Первой мировой».
«Проблема разделенных народов и несоответствия существующих государственных границ этнической структуре региона стоит сегодня в Центральной Африке не менее остро, чем в Европе сто лет назад, накануне 1914 года, — заметил «Известиям» эксперт британского аналитического центра «Чатем хаус» Музонг Коди. — Тех же тутси можно смело сравнить, например, с поляками, не имевшими сто лет назад своей государственности и разделенными между Российской, Австрийской и Германской империями».
В войну 1998–2002 годов были вовлечены фактически все международно признанные государства Центральной Африки, причем «антиконговскую коалицию» составили Руанда, Уганда и Бурунди, то есть те государства, где тутси, хотя и не составляют большинства населения, но держат власть.
В защиту суверенитета Конго выступили с оружием в руках Намибия, Зимбабве, Ангола, Чад и Судан. Вторая конголезская считается самой кровопролитной войной в мире после Второй мировой; по очень приблизительным подсчетам, число ее жертв оценивается в 5,4 млн человек.
Формально большинство банту во главе с династией Кабила сумело по результатам войны сохранить власть в Конго и территориальную целостность страны. Однако в том, удастся ли им сохранить то и другое после нынешних выборов, существуют серьезные сомнения.
«Еще первые выборы, состоявшиеся в 2006 году, сопровождались серьезными кровопролитиями, — напомнила Ирина Филатова. — Сегодня же помимо президента в Конго выбирают еще и парламент, а это уже чревато конфликтами внутри самих банту».
Если Жозеф Кабила — полукровка (его отец принадлежал к племени луба, а мать — к племени лунда), то главный соперник действующего президента на нынешних выборах Этьен Тшисекеди — чистокровный луба и пользуется поддержкой своих соплеменников. В столкновениях между сторонниками Тшисекеди и Кабилы, вспыхнувших в минувшие выходные в районе столичного аэропорта, уже погибли как минимум три человека.
Контроль над аэропортом важен для всех партий, так как именно по воздуху в Конго доставляются из ЮАР избирательные бюллетени. Оппозиция считает, что по заказу властей южноафриканские типографии выпускают дополнительные тиражи бюллетеней для организации массовых вбросов.
Кроме того, рассказала «Известиям» Ирина Филатова, объектом для махинаций может стать многочисленная конголезская диаспора в самой ЮАР. Точное число гастарбайтеров, выезжающих на богатый юг из Конго, не поддается учету. Пользуясь этим, правительство постановило выделить консульствам Конго в Кейптауне и Йоханнесбурге 350 тыс. бюллетеней. Оппозиция утверждает, что до конголезцев они не доходят, а заполняются прямо в консульствах в пользу действующего президента.