Россиянка просит Китай оставить ей жизнь

Россиянка Марина Лопатина, приговоренная в Китае к смертной казни за контрабанду наркотиков, обратилась с прошением в китайский Верховный суд. Женщина считает, что ее «подставили» знакомые. Она просит заново расследовать ее дело и пересмотреть чрезмерно жесткий приговор. Российские дипломаты считают, что у Лопатиной есть шансы остаться в живых и вернуться в Россию.
38-летнюю Марину Лопатину задержали 27 марта 2011 года во время таможенного досмотра на пограничном переходе «Гунбэй» между городом Чжухай (провинция Гуандун) и Макао. В одной из ее сумок-тележек пограничники обнаружили тайник. Между двойными стенками было спрятано почти 2 кг героина.
Перевозка наркотиков карается в КНР крайне сурово: расстрел или смертельная инъекция. В апреле
прошлого года за контрабанду наркотиков в Китае были казнены четыре
гражданина Японии. В декабре 2009 года привели в исполнение смертный приговор британцу. По данным российского консульства в Пекине, на территории Китая отбывает наказание около двух десятков россиян.
23
ноября Народный суд средней инстанции Чжухая признал Марину Лопатину
виновной в контрабанде и приговорил к смертной казни с отсрочкой на два
года и конфискацией имущества. Лопатина обжаловала этот приговор в Верховном суде Китая.
19-летний сын Лопатиной Владислав, который учится и живет в Харбине, считает, что его мать невиновна и она стала жертвой обмана.
— Сумку матери передал один из ее знакомых, который сказал ей, что там находятся книги. Он просил ее передать посылку своему товарищу в Китае, — рассказывает «Известиям» Владислав. — Мама не знала, что там наркотики.
Он пояснил, что его мама хорошо зарабатывала, семья ни в чем не нуждалась, поэтому у нее не было никаких причин связываться с контрабандой наркотиков.
Марина Лопатина — бывшая журналистка. В конце 1990-х — начале 2000-х она работала в одной из хабаровских газет. В 2004-м Лопатина ушла из журналистики в туристический бизнес. Она работала в компании «Приморавтотранс», которая организовывает поездки в Китай. В 2007 году сын Лопатиной Владислав поступил в колледж в Харбине, после
чего она также уехала в Китай. Лопатина работала замгендиректора в одной из китайских турфирм. «Я после 9-го класса поступил в Харбине в колледж, и мама переехала в Китай следом за мной — она волновалась, как я буду жить один в чужой стране», — рассказывает Владислав.
— Марина была очень ответственным и добрым человеком, растила сына и успевала учиться и работать, — вспоминают ее коллеги. В российском МИДе считают, что у Марины Лопатиной есть шанс добиться смягчения приговора.
— Иногда китайские власти идут навстречу России: в марте 2002 года к смертной казни за контрабанду наркотиков
была приговорена россиянка Елена Тимченко, но позже ей смягчили приговор до пожизненного заключения, — сообщил «Известиям» источник в МИД РФ.
Даже если Верховный суд Китая не пересмотрит приговор Лопатиной, она может заслужить помилование примерным поведением в тюрьме. Согласно китайским законам, если смертная казнь заменена пожизненным сроком, потом осужденный может попросить снизить его до 25 лет. Иностранец также может ходатайствовать о том, чтобы его отправили отбывать наказание на родину. Однако вся эта процедура может растянуться на 8-10 лет.
Приговоренных к смертной казни или к пожизненному заключению Китай не обменивает и не выдает, хотя между Россией и Китаем существует двусторонний договор об обмене осужденными. Практика показывает, что осужденные в России китайцы не горят желанием возвращаться на родину.
— Китайцы не хотят досиживать у себя на родине, потому что за 50 видов преступлений им «светит» смертная казнь, а у нас они могут отделаться 5-10 годами, — рассказал «Известиям» один из сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний.
Китай также не спешит выдавать россиян.
— Прошения осужденных граждан России не удовлетворяют, — свидетельствует Лариса Жеботинская из «Русского клуба» Харбина. — В лучшем случае, их переводят с юга страны, где ужасный климат и где у многих людей начинается страшная аллергия, к нам, на север, где условия помягче.
На дипломатов и великодушие китайских властей рассчитывают и родные 32-летнего Ильдара Султанова, которого, так же как и Лопатину, в июле этого года приговорили в Китае к высшей мере наказания за контрабанду наркотиков.
— На прошлой неделе нам звонили из консульского отдела и сообщили, что Ильдара перевели из СИЗО в тюрьму, — рассказывает мама осужденного Насима. По ее словам, в Китай она поедет после Нового года. Женщина надеется, что сын сумеет хорошим поведением заслужить помилование.
Всего, по данным МИДа, за пределами России отбывают наказание или находятся под следствием 7 тыс. россиян.