Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин поручил обязать банки возвращать украденные деньги в случае взлома приложения
Мир
Ле Пен обжалует свой приговор в Конституционном совете и ЕСПЧ
Мир
Сийярто заявил о планах построить нефтепровод между Венгрией и Сербией к 2028 году
Политика
Совфед одобрил закон о запрете навязывания дополнительных товаров и услуг
Мир
На Западе заявили об угрозе для НАТО со стороны США
Мир
Гуцул призвала генсека ООН обратить внимание на ситуацию вокруг Гагаузии
Мир
Захарова указала на недооценку Киевом осведомленности Трампа
Мир
В МИД Польши указали на готовность около 30 стран поддерживать мир на Украине
Общество
Путин поручил образовать Службу по вопросам гражданства и регистрации иностранцев МВД
Общество
Синоптик предупредила москвичей о снеге с 6 по 8 апреля
Мир
Лукашенко указал на бесценный опыт благодаря интеграционному проекту Белоруссии и РФ
Общество
Прокуратура начала проверку по факту взрыва петарды в школе в Московской области
Армия
По факту атаки дрона ВФУ на жилые дома Курска завели уголовное дело о теракте
Мир
Власти Турции раскритиковали призывы оппозиции к экономическому бойкоту
Общество
Праздник «Алые паруса» стал победителем премии «Событие года»
Общество
Верховный суд не признал совместно нажитым купленное в гражданском браке имущество
Общество
Памфилова сообщила о сохранении бумажных бюллетеней на выборах в РФ

Россия готовит госмонополию на экспорт космических технологий

Руководитель Роскосмоса рассказал «Известиям» о планах создания в космической индустрии структуры, аналогичной «Рособоронэкспорту»
120
Россия готовит госмонополию на экспорт космических технологий
Пуск РКН «Протон-М» с кластером из космических аппаратов «Луч-5А» и «Амос-5». Фото: РОСКОСМОС
Выделить главное
Вкл
Выкл

Россия намерена в скором времени создать структуру, координирующую работу ракетно-космических предприятий на внешних рынках. Идеологически это будет аналог «Рособоронэкспорта», осуществляющего продажу российских вооружений по всему миру.

— Мы сейчас готовим ряд предложений по изменению политики России на международном рынке, — рассказал «Известиям» руководитель Роскосмоса Владимир Поповкин. — Планируем забрать у предприятий многие функции, касающиеся выхода на международный рынок. Шаги здесь должны быть более скоординированными, иначе мы очень много теряем и этим пользуются наши конкуренты. 

Сейчас российские компании работают на внешних рынках самостоятельно. «Центр Хруничева» продает пусковые услуги «Протонов» через американскую дочернюю компанию International Launch Services (ILS). А РКК «Энергия» через дочернюю Energia Overseas Limited (EOL) продает пуски с буксируемой морской платформы Sea Launch посредством «Зенитов». Российско-французское СП «Старсем» предлагает пуски ракетами «Союз» с космодрома «Куру».

Еще есть небольшие компании, не контролируемые напрямую крупными производителями ракетной техники. Например, «Международные космические услуги» (МКУ), наполовину принадлежащая УГМК Искандера Махмудова, продает услуги выведения «Зенитами» с Байконура. 

За последние 20 лет российские компании выходили на мировой рынок запусков с самыми разными, порой экзотичными, предложениями. Государственный ракетный центр имени Макеева предлагал выводить на орбиту спутники, запуская их баллистическими ракетами «Штиль» с подводных лодок (два таких пуска даже были осуществлены). 

Кроме услуг по осуществлению самих запусков российские предприятия предлагают экспортировать ракетную технику: химкинское НПО «Энергомаш» продает американцам двигатели РД-180 для носителей Atlas, «Хруничев» делает для Южной Кореи первые ступени для ракет KSLV. 

Результаты работы российских космических предприятий на внешних рынках в целом выглядят убедительно. Так, в 2010 году в мире было 74 запуска ракет-носителей, из которых Россия осуществила 31 пуск (42%). При этом, например, из 12 стартов «Протонов» коммерческими были восемь запусков. Благодаря им в прошлом году доходы «Хруничева» от коммерческих программ составили $637 млн (около 20 млрд рублей — при общем объеме реализации предприятия 37 млрд рублей).  В этом году «Хруничев» планирует заработать на коммерческих запусках уже $785 млн.

Заняв львиную долю мирового рынка запусков, российские компании неизбежно начинают конкурировать между собой. Показательна прошлогодняя схватка «Хруничева» и РКК «Энергия» за контроль над производителем ракетных двигателей НПО «Энергомаш». Чтобы получить двигатели для Sea Launch по более выгодным ценам, «Энергия» в борьбе установила контроль над «Энергомашем». «Хруничев» схватку за предприятие проиграл и получил предложение купить двигатель для установки на ракету для Южной Кореи по такой цене, что впору было задуматься о целесообразности всего проекта.

— Иногда отношения руководителей российских предприятий между собой гораздо хуже, чем между нашими компаниями и их зарубежными конкурентами, — констатирует Поповкин. — И это ненормально. Конкуренция внутри России между компаниями должна сохраниться, а на внешнем рынке нам самим с собой конкурировать не нужно.

В РКК «Энергия» и «Хруничеве» информацию о намерении Роскососмоса создать структуру для координации экспортных операций официально комментировать не стали. Неофициально собеседник на «Хруничеве» отметил, что с трудом представляет, как новая структура возьмет на себя те функции, которые осуществляет ILS.

— Например, чтобы сделанные в Штатах спутники можно было отвезти на Байконур и запустить российской ракетой, нужно специальное разрешение госдепартамента, — говорит он.

— Мне эта идея непонятна, — говорит заместитель гендиректора МКУ Михаил Герасев. — Тяжело представить, что Роскосмос будет делать с теми компаниями, которые сейчас занимаются маркетингом российских пусковых услуг. И делают это довольно успешно.

— Мы понимаем, что при создании такой структуры основная задача — не потерять рынок, — признает глава Роскосмоса. — Та же ILS, контролируемая «Хруничевым», — это американская компания, где работают американские граждане. Если мы будем действовать как слон в посудной лавке, то можем потерять заказы от американских фирм, которые делают  телекоммуникационные спутники для всего мира. Это примерно 60% коммерческих запусков. 

Какие вид и структуру будет иметь новая организация, Поповкин не сообщил, отметив, что этот вопрос в настоящее время прорабатывается.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением