Четверг, 25 мая 2017
Наука 25 декабря 2011, 18:39 Иван Чеберко

Россия готовит госмонополию на экспорт космических технологий

Руководитель Роскосмоса рассказал «Известиям» о планах создания в космической индустрии структуры, аналогичной «Рособоронэкспорту»

Пуск РКН «Протон-М» с кластером из космических аппаратов «Луч-5А» и «Амос-5». Фото: РОСКОСМОС

Россия намерена в скором времени создать структуру, координирующую работу ракетно-космических предприятий на внешних рынках. Идеологически это будет аналог «Рособоронэкспорта», осуществляющего продажу российских вооружений по всему миру.

— Мы сейчас готовим ряд предложений по изменению политики России на международном рынке, — рассказал «Известиям» руководитель Роскосмоса Владимир Поповкин. — Планируем забрать у предприятий многие функции, касающиеся выхода на международный рынок. Шаги здесь должны быть более скоординированными, иначе мы очень много теряем и этим пользуются наши конкуренты. 

Сейчас российские компании работают на внешних рынках самостоятельно. «Центр Хруничева» продает пусковые услуги «Протонов» через американскую дочернюю компанию International Launch Services (ILS). А РКК «Энергия» через дочернюю Energia Overseas Limited (EOL) продает пуски с буксируемой морской платформы Sea Launch посредством «Зенитов». Российско-французское СП «Старсем» предлагает пуски ракетами «Союз» с космодрома «Куру».

Еще есть небольшие компании, не контролируемые напрямую крупными производителями ракетной техники. Например, «Международные космические услуги» (МКУ), наполовину принадлежащая УГМК Искандера Махмудова, продает услуги выведения «Зенитами» с Байконура. 

За последние 20 лет российские компании выходили на мировой рынок запусков с самыми разными, порой экзотичными, предложениями. Государственный ракетный центр имени Макеева предлагал выводить на орбиту спутники, запуская их баллистическими ракетами «Штиль» с подводных лодок (два таких пуска даже были осуществлены). 

Кроме услуг по осуществлению самих запусков российские предприятия предлагают экспортировать ракетную технику: химкинское НПО «Энергомаш» продает американцам двигатели РД-180 для носителей Atlas, «Хруничев» делает для Южной Кореи первые ступени для ракет KSLV. 

Результаты работы российских космических предприятий на внешних рынках в целом выглядят убедительно. Так, в 2010 году в мире было 74 запуска ракет-носителей, из которых Россия осуществила 31 пуск (42%). При этом, например, из 12 стартов «Протонов» коммерческими были восемь запусков. Благодаря им в прошлом году доходы «Хруничева» от коммерческих программ составили $637 млн (около 20 млрд рублей — при общем объеме реализации предприятия 37 млрд рублей).  В этом году «Хруничев» планирует заработать на коммерческих запусках уже $785 млн.

Заняв львиную долю мирового рынка запусков, российские компании неизбежно начинают конкурировать между собой. Показательна прошлогодняя схватка «Хруничева» и РКК «Энергия» за контроль над производителем ракетных двигателей НПО «Энергомаш». Чтобы получить двигатели для Sea Launch по более выгодным ценам, «Энергия» в борьбе установила контроль над «Энергомашем». «Хруничев» схватку за предприятие проиграл и получил предложение купить двигатель для установки на ракету для Южной Кореи по такой цене, что впору было задуматься о целесообразности всего проекта.

— Иногда отношения руководителей российских предприятий между собой гораздо хуже, чем между нашими компаниями и их зарубежными конкурентами, — констатирует Поповкин. — И это ненормально. Конкуренция внутри России между компаниями должна сохраниться, а на внешнем рынке нам самим с собой конкурировать не нужно.

В РКК «Энергия» и «Хруничеве» информацию о намерении Роскососмоса создать структуру для координации экспортных операций официально комментировать не стали. Неофициально собеседник на «Хруничеве» отметил, что с трудом представляет, как новая структура возьмет на себя те функции, которые осуществляет ILS.

— Например, чтобы сделанные в Штатах спутники можно было отвезти на Байконур и запустить российской ракетой, нужно специальное разрешение госдепартамента, — говорит он.

— Мне эта идея непонятна, — говорит заместитель гендиректора МКУ Михаил Герасев. — Тяжело представить, что Роскосмос будет делать с теми компаниями, которые сейчас занимаются маркетингом российских пусковых услуг. И делают это довольно успешно.

— Мы понимаем, что при создании такой структуры основная задача — не потерять рынок, — признает глава Роскосмоса. — Та же ILS, контролируемая «Хруничевым», — это американская компания, где работают американские граждане. Если мы будем действовать как слон в посудной лавке, то можем потерять заказы от американских фирм, которые делают  телекоммуникационные спутники для всего мира. Это примерно 60% коммерческих запусков. 

Какие вид и структуру будет иметь новая организация, Поповкин не сообщил, отметив, что этот вопрос в настоящее время прорабатывается.

Наверх
Наверх