Оргкомитет митинга 4 февраля ужесточает требования к власти

Оргкомитет митингов «За честные выборы» намерен ужесточить требования к власти — вплоть до незамедлительного проведения конституционной реформы. Такое решение его члены намерены официально озвучить уже на первом заседании, которое состоится в течение января. О планах сделать требования к власти более радикальными «Известиям» рассказали члены оргкомитета — депутат-«эсер» Дмитрий Гудков, оппозиционный политик Илья Яшин и представитель националистов Константин Крылов.
— Сейчас мы обсуждаем с членами оргкомитета требования конституционной реформы, в ходе которой должен появиться независимый суд, сильный парламент, свободное телевидение. Кроме того, должна пройти серьезная реформа по разделению властей, — рассказал «Известиям» Гудков.
Под реформой подразумевается, в частности, право парламента участвовать в формировании правительства, введение новых критериев формирования судебного корпуса, создание механизмов работы свободного телевидения.
По логике организаторов протестных митингов, «распускать Думу и проводить новые выборы по старым правилам нет смысла».
— Необходимо изменение избирательного законодательства — должны быть другие дебаты, другие условия конкуренции, — полагает Дмитрий Гудков.
По мнению Ильи Яшина, речи не идет о «радикализации» — «мы всего лишь разъясняем свою позицию». А по словам Константина Крылова, те требования о честных выборах, которые были озвучены ранее, уже «требуют довольно серьезных изменений, в том числе и конституционных».
— Радикализация — это прямое следствие невыполнения предыдущих требований. Условно говоря, когда человека не слышат, он начинает кричать громче. Сейчас наша власть сделала вид, что нас не услышала. Это была неправильная реакция, — грозит Крылов.
Просто роспуска Думы и назначения выборов оппозиционерам уже мало.
— В течение года было отказано в регистрации восьми оппозиционным партиям, причем всего политического спектра. И единственная миссия, которую может выполнить следующая Дума, — это либерализация законодательства о выборах и законодательства о партиях, — рассуждает Яшин.
Что именно хотят поменять оппозиционеры в системе госустройства? Единого мнения по этому поводу, как признаются сами члены оргкомитета, пока нет, идет дискуссия. По словам Яшина, кто-то считает, что это должна быть парламентская республика, кто-то — что необходимо требовать «смешанной формы правления».
Единственное, в чем сходятся представители несистемной и части системной оппозиции, — это постановка вопроса о перераспределении полномочий в пользу парламента.
— На сегодняшний день у нас есть серьезный перекос в сторону исполнительной власти и парламент является фактически бесправным, — констатирует Илья Яшин.
Поэтому, сообщил он, будет разработано несколько концепций конституционной реформы: свои варианты представят представители либеральных сил, левых сил, националистов. «Уже сформировано несколько групп, есть несколько конституционных проектов», — говорит он.
Все варианты будут собраны, а затем они будут предложены на рассмотрение общества — через конституционный референдум. Как планируется провести подобного рода референдум (сейчас по действующему закону это почти невозможно), представители оргкомитета не поясняют. «Решение будет оглашено на следующем заседании комитета», — туманно говорит Константин Крылов.
В Белом доме к новым заявлениям оппозиции отнеслись скептически.
— Если говорить о диалоге с оппозицией, то, чтобы его наладить, нужно,
чтобы много людей поддерживали подобные инициативы и реальными людьми
озвучивались реалистические позиции, — сказал «Известиям»
пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков. — Не думаю, что выдвижение
требований в цифровом формате способствует налаживанию диалога.
Почему оппозиционеры решились на ужесточение требований? Политолог Алексей Мухин полагает, что такую тактику оппозиционеров можно объяснить желанием привлечь к себе внимание.
— Участники оргкомитета находятся в крайне сложной ситуации: с одной стороны, им нужно поддерживать интерес к себе — а поддерживать интерес можно, только радикализируя требования. Поэтому в этом смысле они действуют весьма предсказуемо, — рассуждает Мухин.
С другой стороны, им необходимо доказать свою эффективность, то есть добиться от власти выполнения хотя бы прежних требований. «Я думаю, что участники оргкомитета в какой-то степени загнали себя в ловушку. И все это может закончиться только полным развалом этого оргкомитета и острыми противоречиями между его участниками», — констатирует он.
Нужно все-таки сформулировать внятные требования, отмечает эксперт.