Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Кремле указали на усилия России и США в диалоге друг с другом
Армия
Путин заявил о необходимости учитывать опыт СВО при подготовке военных моряков
Мир
Великобритания выделит Украине дополнительные $448 млн военной помощи
Мир
Орбан заявил о подготовке Европы к продолжению конфликта на Украине
Экономика
Порядка 5 млрд рублей предусмотрено для аграриев новых регионов РФ в 2025 году
Здоровье
Аллергиков предупредили об обострениях из-за потепления в Москве
Мир
Президент Республики Сербской Додик назвал Европу синонимом кризиса
Мир
Глава минобороны ФРГ анонсировал поставку новой партии военной помощи Украине
Мир
Защита Гуцул будет добиваться отмены ограничений для нее
Армия
«Купол Донбасса» предотвратил атаку украинского дрона на молокозавод в Горловке
Общество
ЦБ предупредил о схеме похищения денег через ложные инвестиции в цифровой рубль
Армия
ВС РФ поразили предприятия ВПК и инфраструктуру военных аэродромов Украины
Армия
Путин сообщил о строительстве 49 кораблей в ВМФ РФ за последние пять лет
Общество
Решетников предположил рост турпотока по РФ до 48 млн поездок летом 2025 года
Мир
Сийярто исключил вероятность лишения Венгрии права голоса в ЕС
Мир
МИД РФ назвал целью визита Лаврова в Казахстан подготовку двусторонних мероприятий
Общество
Пашу Техника похоронили на Николо-Архангельском кладбище в Москве

Во ФСИН обнаружили нечистоплотность, граничащую с саботажем

Закупленные за 300 млн рублей системы безопасности для колоний и СИЗО оказались непригодны к работе
77
Во ФСИН обнаружили нечистоплотность, граничащую с саботажем
Директор Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) Александр Реймер, фото: «РИА Новости»/Валерий Мельников
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН) разгорается коррупционный скандал, связанный с закупками систем безопасности для СИЗО и колоний. В 2010 году на эти цели были истрачены 300 млн рублей, однако поставленное оборудование оказалось фактически непригодным. Виновными в этом назвали двух полковников из центра инженерно-технического обеспечения, но в ходе годового расследования офицеры сумели доказать свою непричастность к масштабным злоупотреблениям. Сейчас поиск виновников «саботажа» взял под личный контроль глава Следственного комитета Александр Бастрыкин.

Скандал в тюремном ведомстве разразился в ноябре 2010 года, когда недавно назначенный директор ФСИН Александр Реймер заявил, что ему пришлось столкнуться не только с нечистоплотностью и предательством сотрудников, но и с прямым саботажем, ставящим под угрозу всю систему безопасности. Речь шла о закупках оборудования для «интегрированных систем безопасности» (ИСБ), которые внедряются в российских СИЗО и колониях в рамках масштабной реформы системы до 2020 года.

На закупку ИСБ для более чем 10 учреждений было выделено порядка 300 млн рублей. Сначала рабочей группой (сотрудники разных управлений ФСИН и более 30 фирм-поставщиков) были разработаны Единые технические требования к ИСБ. Сами системы включают в себя видеокамеры, мониторы, запирающие устройства, средства связи, тревожные сигнализации и датчики, сложные охранные комплексы «Пахра» и другие специфические приборы, объединенные  единым программным центром. Для закупки оборудования был объявлен аукцион. Сперва он должен был быть открытым, но потом его неожиданно засекретили и к участию допустили только фирмы с лицензией ФСБ. При этом привычные фирмы-поставщики — «Сигма ИС», «АСБ», «ИФЦ», «Элерон», «Микрос» — в аукционе не участвовали.

В итоге оборудование, которое было поставлено, ФСИН не устроило. Во многих комплектах не хватало деталей, а собирать их предлагалось самим работникам учреждений.

Виновниками представители ФСИН назвали двух своих высокопоставленных сотрудников — начальника Главного центра инженерно-технического обеспечения полковника Виталия Наконечного и начальника отдела контроля качества приемки технических средств этого подразделения полковника Сергея Гирича.

 По версии сотрудников УСБ ФСИН, офицеры так подготовили документы к аукциону на закупку аппаратуры, что их могли выиграть только определенные фирмы. Для этого якобы в технические задания вносились «маячки», которые давали преимущество некоторым компаниям. Например, к названию прибора добавлялась литера «Ф» или «Н», что отличало ее от других аппаратов, попутно в разы увеличивая стоимость. Действовали Наконечный и Гирич якобы из «личной заинтересованности». Речь шла как об «откатах», так и обещании одной из фирм «Вектор групп» посодействовать Наконечному в получении звания генерала.

Виталий Наконечный, которого отстранили от должности, все обвинения категорически отвергал, поясняя, что его пытались выставить «стрелочником», списав чужие махинации.

 — Мы с Гиричем не имели прямого отношения к проведению аукционов, так как нас от него отстранили. Более того, именно мои сотрудники ранее вскрыли поставку неработающего хлама в учреждения, — рассказал «Известиям» свою версию полковник. — Я об этом написал около 600 страниц рапортов и докладных на имя директора ФСИН.

Он уверен, что отстранение от работ по ИСБ связано в первую очередь с его отказом засекретить аукцион на приобретение ИСБ, а затем с отказом включить в состав участников четыре «подставные» фирмы, две из которых зарегистрированы вообще по одному адресу.

 Летом 2010 года материалы УСБ (в том числе прослушку телефонных переговоров) передали в Следственный комитет, который возбудил в отношении начальника ГЦИТО уголовное дело сразу по трем статьям УК: превышение должностных полномочий, должностной подлог и использование поддельного документа. Помимо сомнительных аукционов Наконечному вменили «подчистки» в трудовой книжке при устройстве во ФСИН в 1998 году и непредоставление данных о дочери-эмигрантке.

Сам Наконечный утверждает, что о подчистках в своей трудовой книжке ничего не знал, так как она лежала во ФСИН, а перед этим тщательно проверялась. Дочь полковника Ирина действительно вышла замуж за англичанина, но ни гражданства, ни права на постоянное проживание за рубежом не получала — об этом кадровиков вовремя уведомили. Полковнику пытались инкриминировать также получение крупной суммы на личный счет якобы как аванс за выигранный конкурс.

— Помимо дочери у меня два сына-близнеца — инвалиды детства, один из которых — лежачий тяжелобольной. Это их пенсионные выплаты за 18 лет, хранившиеся дома наличными, — их положила на счет моя жена, — говорит Наконечный.

 Подтвержденные документами объяснения полковника следователя удовлетворили, и он отказал в возбуждении уголовного дела. Однако усилиями УСБ ФСИН уголовное дело «реанимировалось» 6 раз. Попутно Наконечного пытались обвинить в хранении боеприпасов (он участник боевых действий, имеющий наградное оружие), но безуспешно. Материалы длившейся год проверки СКР составили 7 томов, а «отказное» постановление — более 60 страниц. Тем не менее в конце прошлого года было возбуждено еще одно уголовное дело, на этот раз уже по статье «Злоупотребление полномочиями». Правда, просуществовало оно недолго — Наконечный попал на прием к главе СКР Александру Бастрыкину, проводившему личный прием граждан. В тот же день уголовное дело признали незаконно возбужденным.

— Он при мне дал указание подчиненным разобраться в ситуации с закупками оборудования, незаконной прослушкой телефонов и т.д., — сообщил Наконечный.

Между тем во ФСИН России своего мнения о полковнике не изменили.

 — По моей информации, эта история еще не закончена, — кратко заявил представитель ведомства Александр Кромин, отказавшись от дальнейших комментариев.

Материалы  о фальсификациях документов при закупках оборудования на 300 млн рублей и незаконном прослушивании телефонов сейчас направлены в Генеральную прокуратуру и Счетную палату.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением