Башар Асад отказался уходить «по йеменскому сценарию»

Сирийские власти отклонили новый план Лиги арабских государств (ЛАГ) по урегулированию политического кризиса.
— Сирия отвергает решения, принятые против нее, и считает, что они нарушают ее суверенитет, так как представляют собой грубое вмешательство во внутренние дела, — говорится в правительственном заявлении.
План, предложенный ЛАГ, сводится к четырем основным пунктам. В течение двух недель Лига обязывает сирийский режим вступить в диалог со всеми оппозиционными фракциями. После этого — в двухмесячный срок — должно быть сформировано правительство национального единства, которое возглавит политик, устраивающий как власти, так и оппозицию. Сирийскому лидеру Башару Асаду рекомендуется наделить своего заместителя — первого вице-премьера Фарука аль-Шараа — полномочиями для сотрудничества с переходным кабинетом. Спустя три месяца после создания правительства под арабским и международным контролем должны состояться досрочные президентские и парламентские выборы.
— Россия и Лига арабских государств выступают за прекращение любого насилия в Сирии, откуда бы оно ни исходило... Те, кто имеет влияние на вооруженные группы в рядах оппозиционеров, должны употребить его для прекращения насилия со стороны оппозиции. В свою очередь, тем, кто поддерживает диалог с правительством Сирии, следует настаивать на прекращении применения силы против гражданского населения со стороны властей, — заявил 18 января глава МИД России Сергей Лавров на пресс-конференции по итогам деятельности российской дипломатии в 2011 году.
Эксперты отмечают, что контуры нового плана ЛАГ во многом повторяют «йеменский сценарий», реализовавшийся приемлемой для арабского мира и Запада отставкой президента Али Абдаллы Салеха.
Однако руководитель Центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады РАН Александр Шумилин считает, что этот вариант не подходит для Дамаска.
— Сирийское руководство еще не утратило уверенности, что сможет силовым способом переломить ситуацию в свою пользу. Эту надежду в него вселяют поддержка Ирана, позиции России и Китая. Это те факторы, которые отсутствовали в Йемене, — сказал он в комментарии «Известиям».
Саудовская Аравия, арабские монархии и США воздействовали на Салеха только в одном направлении — пойди на компромисс, уйди, а мы найдем способ тебя уберечь, дать гарантии личной безопасности. Президент Асад кроме беспрецедентного давления со стороны Запада и монархий Залива имеет определенную внешнюю поддержку. Россия, в частности, заявляет, что не даст его в обиду. Китай — хоть и занимает в целом нейтральную позицию — готов не допустить в Совбезе ООН принятия антисирийской резолюции, предусматривающей санкцию на силовое решение проблемы. И наконец, Иран, который постоянно говорит: борись, держись, мы с тобой, мы тебя вооружим и поддержим.
В принципе, как считает эксперт, рациональное зерно в новом плане присутствует, и то, что официальный Дамаск его осудил, еще не означает, что консультации не будут продолжены.
Предложения ЛАГ предусматривают варианты достойного ухода Асада — их предлагают и саудовцы, и Лига в целом. План, который, судя по-всему, поддерживает и Россия, определяет, что президент Сирии уходит, но не уезжает сразу из страны. Процесс создания временных переходных структур должен происходить при его участии. А дальше — если он на это пойдет — найдутся те, кто решится его пригреть. Естественно, у него нет шансов, как у Салеха, получить «грин кард» и отправиться в США. Но у Асада найдутся и другие покровители.