Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Москве и Подмосковье до вечера 1 июля введен «желтый» уровень погодной опасности
Мир
Президент Словакии заявил о необходимости диалога Европы с Россией
Спорт
Пилот «Макларена» Норрис стал победителем «Формулы-1» на Гран-при Австрии
Мир
Трамп заявил о подходящем времени для новых санкций против РФ
Мир
В США заявили о намерении ввести пошлины в 500% для торгующих с РФ стран
Общество
В Екатеринбурге арестовали третьего фигуранта дела об убийствах прошлых лет
Мир
Трамп вновь заявил о необходимости сделать Канаду 51-м штатом США
Мир
Вучич отказался помиловать задержанных в ходе протестов в Белграде
Армия
Российские военные рассказали о боях в Серебрянском лесничестве в ЛНР
Мир
Иран продлил закрытие воздушного пространства над частью страны до 30 июня
Происшествия
ВСУ атаковали четыре населенных пункта в Белгородской области
Мир
Трамп заявил о приостановке торговых переговоров с Канадой из-за высоких налогов
Мир
Политик Филиппо заявил о разорении Франции из-за помощи Украине
Спорт
Молдавия запретила въезд в страну 195 кикбоксерам из России и Белоруссии
Мир
На Украине сообщили о взрыве в городе Дрогобыч
Общество
Площадь возгорания сухой травы в Алуште увеличилась до 5 га
Мир
В Иране произошел взрыв резервуара с азотом на нефтеперерабатывающем заводе
Общество
В Москве и Подмосковье до вечера 1 июля введен «желтый» уровень погодной опасности
Мир
Президент Словакии заявил о необходимости диалога Европы с Россией
Спорт
Пилот «Макларена» Норрис стал победителем «Формулы-1» на Гран-при Австрии
Мир
Трамп заявил о подходящем времени для новых санкций против РФ
Мир
В США заявили о намерении ввести пошлины в 500% для торгующих с РФ стран
Общество
В Екатеринбурге арестовали третьего фигуранта дела об убийствах прошлых лет
Мир
Трамп вновь заявил о необходимости сделать Канаду 51-м штатом США
Мир
Вучич отказался помиловать задержанных в ходе протестов в Белграде
Армия
Российские военные рассказали о боях в Серебрянском лесничестве в ЛНР
Мир
Иран продлил закрытие воздушного пространства над частью страны до 30 июня
Происшествия
ВСУ атаковали четыре населенных пункта в Белгородской области
Мир
Трамп заявил о приостановке торговых переговоров с Канадой из-за высоких налогов
Мир
Политик Филиппо заявил о разорении Франции из-за помощи Украине
Спорт
Молдавия запретила въезд в страну 195 кикбоксерам из России и Белоруссии
Мир
На Украине сообщили о взрыве в городе Дрогобыч
Общество
Площадь возгорания сухой травы в Алуште увеличилась до 5 га
Мир
В Иране произошел взрыв резервуара с азотом на нефтеперерабатывающем заводе

Фауст жив!

В «Фаусте» Александра Сокурова нет ни Бога, ни черта, ни чистого неба над головой
111
Фауст жив!
Премьера «Фауста» Сокурова. Фото: РИА НОВОСТИ/Вадим Жернов
Выделить главное
Вкл
Выкл

Вслед за Петербургом, в Москве состоялась долгожданная премьера «Фауста» Сокурова. Как это часто случается с Александром Николаевичем, без скандала не обошлось. Вместо обещанного зала Московской филармонии, премьеру перенесли в культурный центр московского гламура Barvikha Luxury Village. Но блеск венецианского льва рублевским почитателям прекрасного показался чересчур утомительным — финала «Фауста» дождались считаные единицы.

Дело тут не столько в жителях Рублевки, сколько в отношении к Александру Николаевичу на родине вообще. Пророкам с отечеством обычно не везет.

Но после венецианского «Золотого льва», официально утвердившего Сокурова в статусе суперзвезды, авторитет Александра Николаевича в мире настолько велик, что даже из родного отечества возведенный им высокохудожественный плацдарм, несмотря на ворчание недоброжелателей, выглядит весьма внушительно, возвышаясь над всей российской кинематографией неприступным монолитом.

Нишу эксклюзивного торговца «русским духом» Сокуров завоевал себе давно, невзирая на насмешки иных завистников, которые так и не смогли ему простить эту «приватизацию» культурных ценностей. Но где сейчас они, и где Сокуров?

Художественный рынок — всего лишь рынок, действующий по тем же законам, что и любой другой, а Александр Николаевич здесь работает давно и качественно, а эксклюзивный товар у него всегда в наличии: классическая культура, переведенная на язык движущихся картинок в дымчатой поволоке, русский дух, идеи, давно превратившиеся в экспонаты музеев. И пока полны залы филармоний, а томики Ницше пользуются спросом в институтских библиотеках, этот товар будет «идти на ура».

Впрочем, даже недоброжелатели вынуждены констатировать, что мало кто из российских режиссеров может продемонстрировать тот высочайший профессиональный уровень, на котором сделаны картины Сокурова. Из полумаргинала-полуавангардиста, снимающего рукотворное кино для посвященных, из загона «форумов» и «панорам» он сумел выбиться в ряды больших — без кавычек — художников, став, между прочим, самым коммерчески успешным российским режиссером на Западе.

Достаточно сказать, что «Русский ковчег» Сокурова со сборами более $3 млн стал самым кассовым российским фильмом в прокате США за долгие годы, легко обставив все доморощенные бекмамбетовские хиты вместе взятые. Антиквариат с годами только растет в цене.

Своим успехом Сокуров обязан, помимо «Русского ковчега», трилогии о власти — «Молох», «Телец», «Солнце», закрепившей за Александром Николаевичем статус продолжателя традиций великой русской культуры. Создав «Фауста», Сокуров русифицировал европейскую идею. На тот же манер, как русская идея в интерпретации Бердяева национализирует идею Спасителя мира. Даром что доктор Фауст говорит по-немецки — к нынешней Европе он имеет весьма отдаленное отношение.

«Фаустовская» Европа полсотни лет как мертва, она погребена под обломками Рейхстага, а душа Фауста давно покинула ее разлагающиеся останки. Но на Земле по-прежнему есть места, где эта тема все еще актуальна. И вовсе не причудой судьбы, а закономерностью является тот простой факт, что к финансированию сокуровского «Фауста» имеет прямое отношение российский премьер. Который лучше всех нас знает, что такое искушение Властью.

Версия Сокурова–Арабова далека от оригинала. Сохраняя лишь формальную связь с первоисточником, «играя в классики», Сокуров вступает с великим Гете в диалог. Его Фауст — не жаждущий знаний гетевский герой. Это заурядный человек с русским лицом (Йоханнес Цайлер), врач, что характерно, не верящий ни в Бога, ни в черта, сам себе сверхчеловек. Не бессмертная Душа, а Тело.

И Мефистофель (Антон Адасинский) для этого Фауста не зловещий дух, а удобный компаньон, с помощью которого можно получить все что угодно. А когда цель достигнута — избавиться от него так же легко. И неслучайно Мефистофель в фильме ростовщик — метафора более чем конкретная. Как и другая — чичиковская карета с кучером Селифаном, заплутавшая в поисках дороги «на Париж».

Мир без Неба, Бога и черта окрашен в любимые Сокуровым свинцовые тона трупного, написанные блистательным оператором Брюно Дельбоннелем. Ни морального императива внутри, ни чистого неба над головой — только пары формалина. И невыносимый запах смерти.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности