Экологи отвергли предложения строителей трассы Москва–Петербург
Представители «Всемирного фонда дикой природы» (WWF), российского отделения Greenpeace и активисты в защиту Химкинского леса отвергли предложение французской строительной компании Vinci и застройщика трассы Москва–Санкт-Петербург — Северо-Западной концессионной компании (СЗКК) — о компенсационных мероприятиях за вырубку части Химкинского леса.
Для переговоров с российскими экологами строители дорог подобрали, казалось бы, фигуру самую подходящую. Тристан Лекомт, основатель фирмы Pur Project, всю профессиональную жизнь занимается экологическими проектами. А в последние годы — восстановлением и сохранением лесов, страдающих от создания новой инфраструктуры. На прошлой неделе Лекомт приезжал в Россию уже в третий раз и, по словам защитников природы, обсуждал конкретные идеи.
— Он предлагал некий проект по развитию всяких природоохранных инициатив в городе Химки, — рассказывает Алексей Ярошенко, руководитель лесной программы российского Greenpeace. — Мы ответили ему отказом, сказав, что ни поддерживать, ни сотрудничать с ним мы не будем, потому что проект финансируется компанией Vinci, которая является основным строителем трассы через Химкинский лес, ведущeй к уничтожению этого леса.
Ярошенко считает, что речь идет о том, чтобы откупиться от активной части общества введением каких-то положительных проектов, таким вот «зеленым пиаром».
— Мы считаем, что это совершенно неправильный и недопустимый подход, поэтому участвовать в этой затее не будем, — отметил он.
По словам представителей «зеленых» организаций, Лекомт обсуждал конкретные компенсационные действия: предлагал произвести уборку в лесу, вычистив его от мертвых и сухих стволов, вывезти мусор, посадить деревья взамен вырубленных. Речь, по словам Николая Шматкова, координатора проектов по лесной политике WWF, шла даже о возможности строительства небольшого офиса для активистов.
— Обо всем об этом компании Vinci следовало подумать заранее, и правильно было бы договариваться с жителями до строительства дороги. Сейчас пройдена уже половина пути и ставить людей перед выбором — либо вы берете деньги, либо мы просто продолжаем строить дорогу и всё, и точка — есть негативный пример сотрудничества. WWF не поддерживает эту идею и не будет в ней участвовать, — говорит Шматков.
Во время предыдущего визита в Россию Лекомт встречался с защитницами Химкинского леса Евгенией Чириковой и Галиной Макаровой. В ноябре прошлого года он приезжал к Чириковой домой обсудить вопрос лично. Активистки предложение отвергли, расценив его как попытку дать им «взятку». Позже Лекомт несколько раз пытался договориться с этими женщинами о новой встрече, но ответа не получал.
В беседе с «Известиями» Лекомт заявил, что его действия нельзя трактовать как попытки подкупа. По словам эколога, он вообще не делал каких-либо конкретных предложений в России, а лишь обсуждал возможные варианты взаимодействия.
— Мы никогда не даем денег людям, только организациям, — говорит Лекомт. — У меня сейчас вообще нет каких-либо денег, которые я могу давать или обещать. И я не занимаюсь продвижением какого-либо проекта, а лишь консультирую СЗКК, меня нанявшую. Разговоры о каком-либо проекте могут начаться только после того, как все заинтересованные стороны достигнут консенсуса. Если они его достигнут. Если нет — никакого проекта не будет.
Лекомт подчеркнул, что Vinci согласна с утверждением, что экологические проекты должны обсуждаться с общественностью до, а не после начала строительства трассы, и так делается во Франции.
— Там это велит делать закон, а в России такого закона нет, Vinci не знала, что нужно еще с кем-то подобные вопросы решать, компания основывалась на решении российского правительства проложить дорогу этим путем, — объясняет Лекомт. — Поэтому тут и сложилась такая ситуация.
В офисе СЗКК сообщили, что компания по-прежнему ждет от Лекомта советов о путях сохранения экосистемы Химкинского леса.
— Речь идет о программе по сохранению экосистемы Химкинского лесопарка, разработанной с помощью Pur Project совместно со всеми заинтересованными сторонами, среди которых помимо защитников леса есть и WWF, и Greenpece, и ВООП, и Институт леса РАН, и «Автодор», и муниципалитеты, и местные жители, — говорит директор по PR и маркетингу СЗКК Сергей Ильинский. — Сейчас господин Лекомт проводит первые раунды встреч со всеми и собирает мнения людей о том, что они хотят от Химкинского леса — сделать его зоной отдыха или, наоборот, законсервировать в состоянии «девственного леса».
Программа начнет вырабатываться после анализа всех пожеланий, заключил Ильинский.