Архитекторы выступили против «России»

На следующей неделе в ходе публичного обсуждения определится состав жюри, которое определит лучшую концепцию развития территории бывшей гостиницы «Россия», сообщил «Известиям» главный архитектор Москвы Александр Кузьмин. По его словам, судьбу участка определят не только архитекторы, но также историки и артисты, для которых это место является «намоленным». Однако архитектурное сообщество уже назвало конкурс «игрушечным», заранее обвинив организаторов в необъективности.
Сведения для участников конкурса по концепции развития территории Зарядья представлены весьма скудно, рассказал редактор журнала «Проект Россия» Анатолий Белов. «На пресс-конференции главного архитектора Москвы Александра Кузьмина было выставлено шесть планшетов 1х1,5 м с распечатками конкурсных материалов — крайне, на мой взгляд, невнятных, — сказал Белов. — Никакой электронной презентации не было. Планшеты помещались за спинами выступавших, так что разобрать изображенные на них схемы и фотографии было трудно».
Программу, по словам Белова, участникам не выдали. Было сказано лишь о сроках проведения конкурса и о требованиях к составу конкурсной экспозиции. Более того, никто ничего не рассказал о премиях, причитающихся лауреатам. «Попадут ли идеи лауреатов во второй тур — вопрос», — добавил Белов. По информации координатора движения «Архнадзор» Натальи Самовер, победитель первого тура конкурса будет приглашен как эксперт при проведении второго, закрытого этапа.
Самовер сообщила, что до сих пор не известен и состав жюри, которое будет судить конкурс. «Кроме того, нет никаких сведений о подземных сооружениях на участке, а они очень нужны, учитывая, что на территории потребуется минимизировать наземное строительство, — сказала она. — Участникам конкурса было предложено искать информацию самим. Но тогда непонятно, как уложиться в крайне сжатые сроки — работы надо подать до 15 марта».
Координатор также сказала, что условия конкурса противоречат его цели. «Если это конкурс народных проектов, то неясно, почему к работам предъявляются профессиональные архитектурные требования, например, 3D-план участка с высоты птичьего полета, — сказала эксперт. — Если конкурс для профессионалов, то остается вопрос, почему в условиях зияют такие чудовищные с архитектурной точки зрения пробелы».
По ее мнению, конкурс «игрушечный» и «серьезные профессионалы в нем участвовать не будут». Затем Самовер предположила, что «весь конкурс может быть вообще сделан под Михаила Посохина (архитектор, гендиректор ГУП «Моспроект-2»)».
В свою очередь Посохин заметил, что вопросы о некорректно составленных условиях конкурса стоит адресовать непосредственно организаторам мероприятия.
— Я почти 15 лет работал над обсуждаемым участком, предложение сделать на этом месте парк родилось именно в недрах «Моспроекта-2», но организация конкурса — не моя идея, хотя я в восторге от того, что в городе стали проводиться подобные мероприятия, — пояснил он. — Моя роль как архитектора тут не изменилась, только прибавилась дополнительная нагрузка в виде конкурсного проекта.
Посохин добавил, что все участники открытого конкурса находятся в равном положении: «глубокой проработки проекта от них никто не требует, так как в указанные сроки это невозможно».
По словам Кузьмина, конкурс специально был рассчитан не только на архитекторов, но и на простых москвичей. «Они должны предложить свое видение этого места, например, есть идея включить элементы утраченной исторической застройки — стену Китай-города. А кто-то считает, что на участке должен появиться концертный зал», — сказал главный архитектор. Он добавил, что «для творческого соревнования материалы представлены в более чем достаточном объеме». По его словам, профессиональные требования к проектам объясняются тем, что «основной язык конкурса — графический».
По мнению главного редактора журнала «Проект Россия» Алексея Муратова, парк на территории, выставленной на конкурс, не уместен. «Городской парк, если он не тематический, как Диснейленд, должен находиться на месте пересечения активных пешеходных путей, чтобы пространство было живым, — сказал он. — А набережные в городе — одно из самых приятных общественных пространств. Однако Кремлевская набережная, которая сейчас и так превратилась в пункт автомобильного транзита, после появления парка вообще будет потеряна для пешеходов».
В то же время вице-президент Союза московских архитекторов Михаил Хазанов сказал, что профессиональное сообщество отвыкло от творческих конкурсов. «Понятно, что не обходится без организационных проблем. Но в этом случае можно обратиться к правилам Международного архитектурного союза: жюри на две трети должно состоять из профессиональных архитекторов», — добавил эксперт.