Минобороны к лету лишат гособоронзаказа

Минобороны собираются избавить от решения сложных вопросов, связанных с разработкой и закупкой оружия. После нескольких скандалов, связанных с публичной критикой российской военной техники, в правительстве возникла идея: определять, какую технику закупать, должны другие ведомства. И хотя окончательное решение пока не принято, в целом перспективы реформирования оборонной отрасли определены.
Как рассказал «Известиям» источник, близкий к правительству, функцию государственного заказчика на готовую продукцию планируется вывести на уровень правительства. Для этого федеральную службу «Рособоронзаказ» уберут из ведения Минобороны.
Функции госзаказчика на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКРЫ) планируется разделить между несколькими ведомствам промышленного блока. Их работу в этом направлении будет координировать военно-промышленная комиссия (ВПК) при правительстве. А высокотехнологичные разработки в военной области будут финансироваться через специально созданный некоммерческий фонд.
Определение цены на военную технику и оружие при этом планируется передать Федеральной службе по тарифам (ФСТ), в которой для этого создадут специальное подразделение.
Министерству обороны, согласно обсуждаемому плану, оставят только функции покупки серийного оружия и военной техники, определения структуры и состава Вооруженных сил и технического сопровождения новых разработок.
Новая структура, если она будет принята, понижает статус Минобороны и повышает значимость военно-промышленного блока правительства, который сейчас курирует вице-премьер Дмитрий Рогозин, возглавляющий военно-промышленную комиссию при правительстве. У этой идеи нашлось немало критиков. Директор Института политического и военного анализа Александр Шаравин считает, например, что ни в коем случае нельзя лишать военных права выбирать, из какого оружия стрелять.
— Если вспомнить историю, военных часто заставляли покупать то, что выпускает промышленность. И это всегда приводило к отрицательным результатам, потому что военные лучше знают, что им нужно. Дмитрий Рогозин вчера сказал, что Минобороны не единственное, кто решает, какую технику закупать. А должно быть единственным, — говорит он.
Впрочем, член Военно-промышленной комиссии при правительстве, бывший ракетчик Иван Харченко пояснил «Известиям», что окончательно новая структура военно-промышленного блока будет утверждена не раньше середины июня, после инаугурации президента и утверждения Думой премьер-министра.
—
Вопросы структуры — это прерогатива президента России. Насколько я понимаю,
будущий председатель правительства внесет свои предложения и президент
их утвердит, а уж как там будет, я не знаю. Конечно, сейчас каждое
ведомство будет отстаивать свою позицию, — пояснил Харченко.
По его словам, в новой структуре подведомственность «Рособоронзаказа» вряд ли изменится, поскольку, по словам Харченко, он подчиняется лично президенту. Зато сузятся полномочия министра обороны.
— На сегодняшний день кандидатуру руководителя «Рособоронзаказа» вносит министр обороны. Возможно, в новой структуре эта практика останется, а может, эту кандидатуру поручат вносить правительству. В любом случае эту кандидатуру утверждает президент, эта структура является президентской, думаю, президентской она и останется, — считает он.
В Минобороны, ФСТ и окружении Дмитрия Рогозина получить комментарии не удалось. Не исключено, что вопросы реформы оборонного заказа будут обсуждаться 16 февраля на парламентских слушаниях в Совете Федерации, где запланирован доклад Рогозина.