Взлеты и падения великих женщин

На «Культуре» стартует документальный сериал «Бабий век» о судьбах женщин, определивших лицо XX века. В документальном цикле использованы материалы Российского государственного архива кинофотодокументов, Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М. И. Рудомино, фрагменты кинохроники архива Рика Прелинждера и Библиотеки конгресса США.
Жизнь от кутюр
Первый фильм — о сюрреализме Эльзы Скиапаррелли и русском модерне Надежды Ламановой. Эти двое создали не просто моду. Они создали стиль.
Экстравагантную итальянку в Париже звали просто Скиап, а для всего остального мира она была Эльза Скиапарелли — «шокирующая Эльза». «Вы одеваетесь в стиле моих картин», — сказал ей Сальвадор Дали. «Нет, это вы пишите картины в стиле моих платьев», — отрезала эпатажный модельер.
Имя Надежды Ламановой в начале ХХ века было знакомо в России каждому. Словосочетание «платье от Ламановой» звучало так же естественно, как «булки от Филиппова», «фрукты от Елисеева» или «коньяк от Шустова». Она не умела шить, зато могла придумывать. Именно ей современные модницы обязаны застежкой-молнией, накладными плечами, раздельным купальником и юбкой-шортами.
В ее туалетах дефилировали представительницы творческой интеллигенции Лиля Брик и ее сестра Эльза Триоле. Ламанова получила Гран-при за костюм, созданный по мотивам народного творчества, обогнав королей моды Коко Шанель и Поля Пуаре.
Принцесса и крестьянка
Биографии Зои Воскресенской и Йосико Кавасима, похожие на сюжет шпионского триллера, долго оставались тайной. Зоя Ивановна Воскресенская-Рыбкина — полковник советской разведки. Работала в резидентуре многих стран и провела десятки блестящих операций. Но знали ее как детскую писательницу Зою Воскресенскую.
Йосико Кавасима — подполковник японской разведки, одна из манчжурских принцесс. Она же — красавица в мужских костюмах. Она же — японская Мата Хари. Она же — «лисица Кицунэ». Она же — популярная певица, кинозвезда и… героиня прославленного фильма Бернардо Бертолуччи «Последний император».
В Японии Кавасима считали национальной героиней, в Китае — предательницей. По официальной версии она была казнена 25 марта 1948 года под именем Цзинь Бихуэй. В 2004 году в Токио умер человек, который в молодости служил в полицейском управлении Манчжурии. Перед смертью он рассказал журналистам, что в тот день была казнена совсем другая женщина.
Богини власти
Премьер-министра Индии Индиру Ганди и жену аргентинского президента-диктатора Эву Перрон одни боготворили, другие так же страстно ненавидели. Эти женщины могли многое изменить в этом мире, кроме одного — собственной судьбы.
Индира была дочерью Джавахарлала Неру, и народная любовь окружала ее с детства, Эве эту любовь пришлось завоевывать. Индира вошла в историю своей страны как первая женщина, возглавившая правительство. В конце 1940-х 20-летняя Эвита, как ее называли в народе, совершила тур в Европу с целью пропагандировать режим своего мужа. Жена полковника Перона оказалась превосходным оратором: генерал Франко вручил ей орден, а папа римский удостоил продолжительной беседы. Обе женщины прожили яркие жизни, и у обеих они оборвались трагически.
Гримасы судьбы
Кумиром гениальных скульпторов Веры Мухиной и Луизы Буржуа был великий французский скульптор Бурдель. Один кумир, две судьбы. Творчество феминистки Буржуа часто называют энциклопедией современного искусства: в нем нашли отражение кубизм, футуризм, сюрреализм, конструктивизм, абстракционизм.
Первопроходцем была и Мухина — она проложила дорогу советскому монументализму и даже стала его символом. Но итоги творчества этих женщин оказались разительно отличны — последним рисунком великой Веры Мухиной стал эскиз бутылочной пробки. А скульптуры Луизы Буржуа можно увидеть во многих городах мира.
«Бабий век», 27 февраля — 1 марта, 23.00, «Культура»