Алексей Учитель снимет фильм о бесконечности

В предвесеннюю пору курортный город Сестрорецк на курорт похож мало: сугробы и слякоть, деревенские домики на окраине многоэтажного жилого района, оголодавшие утки на водоотводном канале, дождик, временами маскировавшийся под мокрый снег.
В такую погоду главные герои — четыре друга, современных мушкетера, после армии отправившиеся служить в ОМОН, — кувыркаясь в белых «Жигулях», полетели в реку: кто-то подрезал тормоза.
«Восьмерка», давшая название фильму режиссера Алексея Учителя, — полноправный персонаж картины, боевой конь, второй дом и полевой штаб героев. Над автомобилем с утра колдуют автомеханики и каскадеры. «Лада Самара» покорно подставляет днище умельцам: они что-то прикрепляют, что-то просверливают и шутят, что Захар Прилепин при написании повести заботился о бюджете экранизаторов — машины дешевле сейчас не найти.
Режиссер Алексей Учитель вспоминает, что сам несколько лет колесил на таких «Жигулях». К съемочной площадке пригнали три одинаковых машины: в программе запланирована авария. Присыпают снегом трамплин из арматуры: без него с косогора до воды не допрыгнешь. Рядом дежурят реаниматологи.
— Что бы ни случилось — все зрители остаются на местах! Спасатели, пригнитесь: ваши оранжевые костюмы попадают в кадр! — командуют на площадке.
Заодно запрещается пересекать луч осветителя и топтать снег в поле зрения камер. Разгон, прыжок, два сальто — и автомобиль вверх тормашками приземляется в сугроб. По сценарию — надо бы в реку. Каскадер выбирается из авто под аплодисменты. Машину поднимают лебедкой на исходную позицию.
Подготовка к повторному прыжку затягивается: рассчитывали-то на один дубль. Актеры, собравшись в кружок, курят на берегу и травят профессиональные байки. Вместо людей пока снимаются три манекена, место которых актеры займут в уже перевернутой машине. С кукол во время трюков даже шапки не свалятся: степлером прибили.
Исполнитель главной роли Алексей Манцыгин признается, что у Алексея Учителя согласился бы играть кого угодно, причем персонаж-омоновец заинтересовал его не брутальностью или влюбленностью, а развитием характера. В армии Манцыгин не служил, оружия в руках не держал.
— Стрелять им и не придется, — комментирует режиссер. — Только прикладом по голове злодея бить.
С Дашей Урсуляк, исполняющей главную женскую роль, Алексей Манцыгин уже познакомился. Но, кажется, не настолько близко, чтобы представить, как будет играть влюбленного:
— Этих сцен боюсь как огня, — признается он.
Герой Александра Новина, хозяин «восьмерки» Лыков, в ОМОН завербовался назло отцу-врачу, который настаивал, чтобы сын пошел по его стопам. Новин — мастер спорта по кикбоксингу, его персонаж — тоже профессиональный спортсмен:
— ОМОН — работа не навсегда, лет через пять он найдет другую, но борьба с собой и с окружающим миром — дело на всю жизнь. Он среди ребят самый «крутой»; если бы ему сказали «фас», он бы всех покромсал. Но на службе он внутреннего бультерьера не выпускает, — рассказывает Новин.
Тем временем каскадер приземляется уже в речке — теперь не на крышу, а на колеса. Отсмотрев кадры, на площадке делают вывод: монтировать будет трудно: снег ко второму прыжку кончился. Зато «восьмерка» высоко несет знамя отечественного автопрома: после всего пережитого успешно заводится и выезжает на берег. Позже ее все-таки уронят вниз крышей и, кажется, доломают.
Актеров под вечер тоже успели несколько раз обмакнуть в ледяную воду. На следующий день им придется погружение повторить: в сгущающихся сумерках успели отснять не все.
Съемки продолжатся в Санкт-Петербурге, в его пригородах и на Кировском заводе, но изображается в фильме безымянный «город N».
— Жаль, что такого кино снимают мало, — говорит Александр Новин. — Оно по-хорошему правильное: здесь не просто хорошие побеждают плохих, это рассказ о мужской дружбе и о нефальшивом патриотизме, которого сегодняшней молодежи не хватает. Омоновцы рискуют жизнью и не стоят у кормушки. Они работают там, куда не сунутся следователи, о которых снимают куда больше, хотя они обычно трудятся с бумажками.
Своего актера поддерживает Алексей Учитель:
— Мне интересно, будут ли простые омоновцы соотноситься с современной продвинутой молодежью, вызовут ли интерес. До «9 роты», например, всем казалось, что история Афганской войны уже ушла в прошлое.
В Москве продюсер Тимур Бекмамбетов приступил к съемкам истории любви омоновца и оппозиционерки: фоном стали массовые митинги в Москве. В фильме Учителя никаких политических подтекстов нет. Но любвеобильные омоновцы, кажется, призваны покорить русский кинематограф.
«Внутренне омоновец и бандит отличаются мало, и кулаками размахивают одинаково»
Режиссер Алексей Учитель рассказал корреспонденту «Известий» о связанных с картиной рисках — технологических и моральных.
— Почему вы решили экранизировать повесть Захара Прилепина?
— С Захаром мы давно дружим, и я попросил, как только будет написана новая книга, дать ее мне. Прочитал и удивился: до этого мне казалось, что ОМОН, бандиты — это сериальный сюжет. А это оригинальная вещь с большими эмоциональными и психологическими возможностями.
— Прилепин сам писал сценарий?
— Я ему предложил, но он молодец — отказался. Авторы чаще всего рвутся писать сценарии, не вполне понимая, что это другая профессия. Сценарий написал лучший на сегодня российский сценарист — к сожалению для меня, но к счастью для всех нас, еще и режиссер, Александр Миндадзе. С ним мы уже работали в фильме «Космос как предчувствие».
— Трудно ли было уговорить писателя пока не публиковать повесть?
— Мы решили, что книга выйдет к началу съемок, и она на днях появилась. К выходу фильма «Восьмерка» будет напечатана еще раз — уже с фотографиями со съемок и кадрами из картины.
— Вы снимали Владимира Машкова, Андрея Смирнова, Евгения Миронова. В «Восьмерке» — ставка на неизвестных актеров?
— Звездный состав для меня редкость, он был только в «Крае». Я все время работаю с дебютантами, начиная с «Мании Жизели», — это первая роль Галины Тюниной. В «Прогулке» дебютировали Павел Баршак и Евгений Цыганов; ныне знаменитая Елена Лядова впервые снялась в киноленте «Космос как предчувствие». Люблю открывать новые имена, и пока чутье не подводило.
Для повести Захара Прилепина были пробы известных актеров, но в итоге предпочли новые лица. Трое (Артем Быстров, Павел Ворожцов и Александр Новин) раньше не исполняли основных ролей, а главного героя Германа будет играть актер совершенно никому не известный — Алексей Манцыгин из Омского драматического театра. В «Восьмерке» есть и несколько известных актеров: бандита по кличке Гусь будет играть Артур Смолянинов, небольшие роли у моей любимой актрисы Ирины Пеговой и ее дочери.
— При таком раскладе вы уверены в успехе?
— «Восьмерка» — фильм риска во всех смыслах. Много драк, экстремальных ситуаций, главную мужскую роль исполняет человек, который впервые оказался на съемочной площадке, а главную женскую — студентка второго курса Щукинского училища Дарья Урсуляк. Я уверен, что они справятся, если режиссер их не подведет. Нашему кинематографу нужны молодые талантливые ребята.
— Фильм о том, что и омоновцы любить умеют?
— Да, все конфликты происходят вокруг любовной линии. Не хочу заранее рассказывать, но история мелодраматическая. Мне интересны характеры
персонажей, проявляющиеся в пограничной ситуации. Главный герой получает новый жизненный опыт. Аглая, героиня
фильма, тоже оказывается в совершенно новой ситуации: благополучная девушка влюбляется в омоновца, ей приходится рисковать
всем, даже жизнью.
— Где и когда происходит действие?
— Фильм заканчивается 1 января 2000 года, на пороге нового тысячелетия. В повести действие происходит так же в 1999 году, но не под Новый год — мы решили все обострить. Сделать своеобразный новогодний фильм, «подарок наоборот», связанный не только с елкой, хотя елка тоже будет. События разворачиваются в промышленном городе без названия с единственным огромным предприятием. Это может быть почти любой небольшой русский город. «Жигули» стали символом десятилетия и дали название фильму, хотя на дорогах «восьмерки» есть и сейчас. Для меня лежащая цифра восемь — еще и символ бесконечности.
— Не получится ли, что повесть и фильм — совершенно разные произведения?
— Захар Прилепин участвовал в обсуждении сценария перед съемками, он болеет за нас. Но картина — не слепок с книги. Повесть Прилепина — в основном внутренний монолог-рассуждение, перевести ее на язык кино было непросто. Многие ситуации изменены.
— Почему герои фильма пошли служить? Разве у них была только альтернатива «либо в бандиты, либо в ОМОН»?
— Это один из вопросов нашей картины. Деваться им особенно некуда. Наша задача — показать, что внутренне между бандитом и омоновцем разница небольшая: они все поставлены в определенные рамки, кулаками размахивают одинаково. Это одна из проблем нашей страны. Человек был бандитом, а сейчас занимает какой-то пост, с ним нормально общаются. Мы хотели это смешение показать.
— Каким вы видите будущее ваших персонажей?
— В ленте открытый и символичный финал. Герои входят в новый век, и каждый решает, брать ли с собой багаж прошлого. Может быть, они перейдут в бандитский клан — этого мы не знаем. Но я хочу надеяться, даже уверен, что они останутся в живых (хотя в картине есть два смертельных случая) и не пойдут по дурной дорожке.