Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
МВД России предупредило пенсионеров о возможном мошенничестве перед 9 Мая
Общество
Путин призвал уделить внимание вопросам межнационального согласия
Общество
Шойгу предупредил о последствиях ударов ВСУ по Запорожской АЭС
Мир
МИД назвал слова Пелоси о протестующих в США уничижительным отношением к демократии
Мир
В бундестаге возмутились прославлением Бандеры на Украине
Мир
Блинкен пригрозил Китаю санкциями за поддержку ОПК России
Экономика
ЦБ РФ надеется на завершение этим летом массовой льготной ипотеки
Мир
МИД назвал целью визита Кэмерона в Узбекистан нанесение ущерба РФ
Мир
Представитель Госдепа ушла в отставку из-за несогласия с политикой США в Газе
Мир
Шойгу сообщил об ожидании ШОС скорого присоединения к ней Белоруссии
Мир
На Западе усомнились в возвращении Украины к границам 2014 года
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Экономика
В ЦБ заявили об отсутствии влияния возможной конфискации активов РФ на финстабильность
Мир
Совет ЕС на год продлил санкции в отношении 11 физлиц молдавской оппозиции
Общество
Минфин сообщил о продлении семейной ипотеки для семей с детьми до шести лет
Мир
Блинкен призвал к здоровой экономической конкуренции между США и КНР

Ломоносов в Эрмитаже сам себе памятник

На берегах Невы собрали уникальную выставку в честь главного русского энциклопедиста
0
Ломоносов в Эрмитаже сам себе памятник
Собрание разных сочинений в стихах и в прозе господина коллежского советника и профессора Михайла Ломоносова. Книга первая 1757 г. Типография Московского университета. Источник: hermitagemuseum.org
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Ломоносов, говорил Пушкин, «сам был первым нашим университетом». И при этом: «уважаю в Ломоносове великого человека, но, конечно, не великого поэта».

Кажется, кураторы выставки «М.В. Ломоносов и елизаветинское время», открытой в Эрмитаже, взяли пушкинские слова в качестве незримого эпиграфа. Научная жизнь в эпоху Елизаветы Петровны представлена не скупясь, литературе уделено более скромное место. Императрица была лишена писательских амбиций, что тешили позднее Екатерину II.

Интересы Елизаветы выглядят простодушно: охота, забота о внешности, развлечения... Ей бы не империей управлять, а жизни радоваться. Спасала интуиция: Елизавета выделяла людей способных, видящих перспективу, и передоверяла им многие решения.

У Ломоносова оказался могущественный покровитель из фаворитов, граф Иван Шувалов. В Зимнем дворце показывают его портрет и портрет его кузена-реформатора, генерал-фельдмаршала Петра Шувалова, инициатора многих реформ. Благодаря Ивану Шувалову сбылась мечта Ломоносова: в Москве основали университет.    

Связи между наукой и двором были тогда теснее, чем может показаться. Адъюнкт экспериментальной физики, Ломоносов пользовался инструментами из Кунсткамеры, куда передали личную коллекцию Петра I. Прицелам и буссолям (вид компаса), квадрантам и солнечным часам, телескопам и глобусам на выставке уделено почетное внимание.

Под конец жизни Ломоносов обзавелся собственной коллекцией инструментов. Выстроил на Мойке поместье с лабораторией и последние годы редко его покидал: здоровье не позволяло. Даже Екатерина, желая примириться с едва не уволенным ею академиком, лично навестила ученого.

Его огромные собрания распылились с течением лет. Книги оказались в Хельсинки, автографы скупали коллекционеры. В начале ХХ века Александр Бенуа нашел в имении Орловых Отрада коллекцию ломоносовских научных инструментов.

На выставке в Эрмитаже — почти 700 экспонатов. Им тесновато в Николаевском и прилегающем к нему залах. Такой массив живописи и тканей, книг и мозаик требует пространства и комментариев. Подробности можно найти в огромном каталоге (есть и краткая версия) и у экскурсоводов.

Живая речь не панацея: выставке не хватает концепции, современного взгляда на отношения первого ученого страны и ее властительницы, на странности вечного романа науки и власти. По отдельности портреты героев выглядят мастерскими, в диалог же они не вступают.

Даже юбилейной выставке не повредил бы аналитический подход. Эрмитаж без него обходится, беря количеством экспонатов. Табакерки, медали и панно из произведенного на заводе Ломоносова бисера и стекляруса (завод в Усть-Рудице закрыли после его смерти) красивы сами по себе. Но эстетика не так интересна истории, как возможность по-новому осмыслить связи между предметами, людьми и их деяниями.

Готово ли российское общество к юбилею Ломоносова? Вышло несколько книг, включая «Помощника царям» Юрия Нечипоренко с иллюстрациями Евгения Подколзина. Нового же научного исследования не появилось.

Это в Германии биография Ломоносова предлагает нестандартную трактовку взаимоотношений человека-университета и немецких ученых в Петербурге: издательство Peter Lang опубликовало увлекательный труд Петера Хофмана. Он показывает, что конфликты с немцами были не так важны, как их влияние на мышление и труды Ломоносова.

Выставка в Зимнем дворце посвящена елизаветинской эпохе, но ее энциклопедический охват предполагает развитие сюжета. Любопытна история восприятия Ломоносова в последующие века. Серебряный век им восхищался — интерес к XVIII столетию, разбуженный «Миром искусства», сказался неожиданным образом.

В 1920-е годы в программе дягилевских «Русских сезонов» появился балет Леонида Мясина «Ода» на музыку Николая Набокова, кузена будущего автора «Лолиты». Набоков вдохновился одой Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Композитор остался не очень доволен сценической версией своей оратории для большого смешанного хора, двух сольных голосов и оркестра, но это едва ли не лучший его музыкальный опус.

Набоковский балет — хороший аргумент в пользу ломоносовской поэзии. Если спустя полтора столетия она вдохновляет авангард, значит, дело стоящее. Пушкин ошибался.

Выставка открыта до 11 марта.

Комментарии
Прямой эфир