«Настоящая рок-группа живет в дороге»

Лидер группы «Мумий Тролль»поговорил с корреспондентом «Недели» Алексеем Певчевым, которому обещания «прихода Бородатого Краба», «возвращения гик-роботов» и «сеанса лирической медитации» на грядущем концерте показались абсолютно естественным явлением.
— Почти всё время интервью вы даете из Лондона, Питера, Риги. Где я застал вас на этот раз?
— Лос-Анджелес, Южная Калифорния. Город еще зудит, перемалывая косточки прошедшему «Оскару», но мы здесь совершенно по иному поводу: снимемся в рекламном ролике телефонной компании. Они решили использовать песню «Эй, товарищ» в рекламе своего нового сервиса. В свою очередь, мы решили заодно и снять видеоклип на эту песню. Забавно то, что в рекламе мы появляемся в обычной для группы стилистике и играем собственную песню. Работают над этими 30 секундами около ста человек, и компания тратит бешеные деньги на дорогие съемки. Свой же клип мы решили сделать, используя исключительно технологии, доступные обычным людям: телефоны, фотоаппараты, карандаши, бумагу и даже фрукты. Овощей не будет — мы их использовали уже однажды в «Медведице».
— Вы живете отдельно от группы. Как строится жизнь коллектива в эпоху новых технологий? «Скайп» и мейлы уже окончательно заменили репетиционные базы и студии?
— «Мумий Тролль» изначально не стал стандартным коллективом. Мы все из разных мест, но однажды встретились в Москве. Настоящая рок-группа живет в дороге, и так мы прожили последние 15 лет. И научились взаимодействовать друг с другом. Я не отрицаю, что человеческий фактор общения чрезвычайно важен в творчестве, но также очень важен фактор нескольких «не». Не почивать на лаврах, не останавливаться на достигнутом, не стать пленником чужих установок… список можно продолжать, но это первое, что приходит в голову.
— Похоже, что у МТ, вероятно, самой «фирменной» из российских команд, — свой путь и здесь. Находясь в эпицентре западных музыкальных процессов, как вы думаете, есть ли какие-то ходы и приемы, благодаря которым группа может получить признание за рубежом?
— Нужно идти и пытаться получать это признание у публики за рубежом напрямую. Существует миллион теорий, что и как нужно сделать. Но практика — конкретно за каждым из участников процесса «получения признания». В настоящее время я очень серьезно занят вопросом подготовки музыкального фестиваля нового типа. Это не только выступления звезд, это мастер-классы и конференции с участием музыкантов самых разных уровней. От тех, кто только начинает, до динозавров, от профессионалов жанра до самоучек из спальни, от японских хеви-металлистов до американских «народников». У них должна быть своя столица XXI века, и я знаю, где она, — во Владивостоке!
— Многие российские музыканты, чтобы попасть в эфир, свои песни пишут «под него». В итоге мы получили усредненную безликую массу. Вы следите за тем, что происходит в российской музыке? Как вам кажется, может ли в России повториться подобное тому, что случилось в золотые времена русского рока, или «рокопопса»?
— Да, слежу. Знаю лично не только большинство музыкантов, но и всех функционеров от русского рока, и честно признаюсь: подавляющее большинство или сломлены такой «новой экономической» (если позволите такое сравнение) политикой, или просто сами не верят в себя как в музыкантов. Надо дать возможность музыканту стать настоящим медиумом. Между просто слушателем и просто творцом. Без упования на фактор «просто не получается». Я уверен в том, что русский рок упустил очень важный момент. Надо было хоронить советскую эстраду всем миром, а не умиляться исполнением ее каверов на «Рождественских встречах» всякими зомби.
— Может быть, просто времена музыки как действующей силы, как это было в 1960-е в Штатах и Европе и в 1980-е в России, миновали?
— Музицирование, песнопения или как там угодно вам сказать — изначально было частью жизнедеятельности социума, и как следствие — это часть индустрии. И это, ей-богу, хорошо! Это лишь означает, что музыкант не обязан быть еще и пекарем. Хотя может, и причем хорошим, в обоих случаях. Вот так по-нашему!
— Альбом МТ «Редкие земли» вы посвятили памяти Василия Аксенова. А кого из современных (российских и западных) писателей вы выделяете сейчас?
— Захар Прилепин классно пишет! И сюжет, и юмор, и злоба — всё в достойном количестве. Больше за последние пару-тройку лет никто на меня не произвел впечатления. Вася Авченко, мой соавтор по «Владивостоку 3000» и автор «Правого руля» — парень что надо! Мы познакомились заочно, изучив работы друг друга, встретились, нашли взаимопонимание. Я в него верю тоже.
— Вы всегда были продвинутым меломаном. Способны ли вы сейчас получить такое же удовольствие от музыки, как в былые времена? Что слушаете из старого и что открыли для себя сейчас?
— Я не только получаю удовольствие от музыки, я очень хорошо понимаю через нее окружающий мир. Не буду рассказывать вам, что слушает российский таксист, — вам это и без меня известно. В первый приезд в Мехико-сити я поймал такси, и в той машине звучала радиостанция, играющая хеви-металл. Наши страны в общем-то очень похожи во многом. Однако разница между водярой и текилой существует.
— Ваш МТ уже приличное количество лет существует в неизменном составе. В чем секрет этой стабильности — в «притертости», «одной химии», высокой зарплате музыкантов?
— Я с большим уважением отношусь к своим «братьям по оружию» и должен вам сказать, что чем дальше, тем еще больше. Я ставлю их человеческие качества гораздо выше профессиональных. Хотя последние даже превышают ожидания. Я уважаю вкусы моих коллег и тот их мир, который необязательно должен стать моим собственным. И надеюсь на взаимность.
— Насколько верно то, что успех МТ во многом обусловлен тем, что вы — гражданин мира и сейчас делаете то, что в свое время делали БГ и Майк, транслируя западную музыкальную традицию на Россию?
— Феномен популярной музыки всегда был в ее успешной трансляции. На Западе я слышал сочень много стенаний на эту тему. Дескать, вот Элвис смог сделать то, что было не под силу другим, — ретранслировал черную музыку через понятную подачу во всеобщую радость. Певец Бек смог в своей песне Devil's Haircat собрать по сути несочетаемые музыкальные стили и превратить их в поп-хит. Muse оприходуют «пианинную» классику в духе Radiohead и так далее. По большому счету — все вопрос внутреннего стиля и вкуса. А вкус — помните определение? Это когда вкусно (смеется).
— 15 лет назад вышел, возможно, последний прорывный (ну или точно знаковый для российской музыки) альбом «Морская». Будет ли грядущий концерт заточен под него или публику ждет что-то особенное? Будут ли новые песни?
— «Мумий Тролль» сыграет самый весенний нежный концерт «Это по любви». 8 Марта для России – это больше, чем просто международный женский праздник. В этот день у любого действия появляется вдруг легкий романтический оттенок и всё вокруг погружается в головокружительную круговерть из последнего снега и первых желтых мимоз. В романтическом концерте «Это по любви» будет то, что на протяжении многих лет заставляет девичьи сердца биться чаще: «Доброе утро, планета» и «Моя певица», «Медведица» и, конечно, «Это по любви» на несколько часов позволят присутствующим забыть о том, что «Ему не взять тебя с собой».
— Давайте еще о «троллях». Я слышал, что вы планируете запись нового альбома и записывать его будете на корабле.
— В этом году российский исторический парусник «Седов» отправляется в кругосветку. Я с детства бредил морскими путешествиями и мерил знакомство с миром заходами в порты других стран. Очень надеюсь, что мы сможем принять участие в этом путешествии и быть одной из визитных карточек российских моряков в зарубежных портах.
— И какую вахту вы будете стоять?
— Новый альбом! Да, мы будем записывать новый альбом и к концу кругосветки обязательно дадим вам послушать.
Stadium Live
7 марта, 20.30