Марина Неелова и Алена Бабенко сыграли в четыре руки
Галина Борисовна Волчек одной из первых несколько лет назад пошла на эксперимент, пустив в рамках проекта «Опыты» на легендарную сцену «Современника» студентов-режиссеров. Из лабораторных работ выросло несколько спектаклей, вошедших в репертуар театра.
В числе везунчиков с постановкой «Неожиданный случай» оказалась Екатерина Половцева. После по просьбе театра она выпустила спектакль «Хорошенькая» по забытой пьесе Найденова и была принята в труппу как штатный режиссер.
Нынешняя премьера — «Осенняя соната» Ингмара Бергмана — лишний раз доказывает, что выигрывает тот худрук, который не боится рисковать и делать ставку на молодых, нераскрученных.
«Осенняя соната» Половцевой — работа зрелая и серьезная. Дело, конечно, и в мастерски выстроенном тексте Бергмана, и в назначении на главную роль такой актрисы, как Марина Неелова, но не только в этом.
Опираясь на одноименный фильм Бергмана с Ингрид Бергман и Лив Ульман, Половцева идет вразрез с ним, создавая свое самостоятельное произведение.
В ее «Осенней сонате» герои живут на берегу моря, в доме, напоминающем причал, выходящем за границы сцены, углом вонзающимся в зрительный зал. Одиночество, бесприютность и разъедающая тоска разлиты в воздухе. В сером тумане, то под дождем, то под листопадом, кутаясь в пледы и уютные кофты, герои постоянно мерзнут.
Впрочем, охватывающая то и дело главных героинь дрожь — не только примета хмурой норвежской осени. Острые приступы тревоги, ненависти и нетерпимости, которые испытывают Шарлотта Нееловой и Ева Алены Бабенко на протяжение действия видоизменяются, но не покидают мать и дочь.
В фильме Бергман прячет эмоции. Разговор Шарлотты и Евы происходит в ночном доме, они ссорятся почти шёпотом, стараясь не разбудить близких, до определенного момента держат себя в руках. Перед Бабенко и Нееловой явно стоит иная задача.
С первого появления на сцене Ева в исполнении Бабенко недовольна матерью. Она вежлива через силу, она всем видом готовит предстоящую семейную разборку. В отличие от породистой исполнительницы академической музыки Ингрид Бергман, Неелова играет Шарлотту каботинкой, этакой Аркадиной.
Ее Шарлотта, как музыка, соткана из тысячи нюансов и переливов. Она кокетлива и эгоистична, нежна и скупа, забавна и резка. Шарлотта не приехала на похороны внука, потому что записывала на радио Моцарта. Не навещала парализованную дочь Елену из-за плотного гастрольного графика. И, наконец, походя разрушила счастье обоих детей.
Ее общение с Евой похоже на дуэль — на каждое справедливое обвинение она отвечает оправданным обоснованием. Шарлотта убедительна и обаятельна, даже когда ее мораль сомнительна.
Священное чудовище, в конечном счете она признается Еве, что всю жизнь ждала от нее помощи, но так не дождалась. Потом под красивую музыку умолкает, то ли мысленно погружаясь в бездны своих грехов, то ли неожиданно осознав, как правильно исполнять вторую часть сонаты Бартока — темп должен быть медленным, но никаких слез...