Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Полянский указал на сокращение торговли с США до неподобающего уровня
Армия
В Сумской области росгвардейцы уничтожили замаскированную технику ВСУ
Мир
США отменили безвизовый режим с Румынией
Происшествия
В Херсонской области вандалы повредили памятник героям Великой Отечественной войны
Мир
США провели испытания прототипа гиперзвуковой ракеты морского базирования
Мир
WP сообщила о плане Трампа уволить 1,2 тыс. сотрудников ЦРУ
Мир
СМИ сообщили о нанесении Израилем авиаударов по трем провинциям Сирии
Мир
США вывели войска из нефтяных месторождений Аль-Омар и Коноко на востоке Сирии
Общество
Синоптики спрогнозировали небольшой дождь и до +14 градусов в Москве 3 мая
Общество
В Новороссийске ввели режим ЧС после ночной атаки ВСУ
Мир
США и Израиль близки к соглашению о возобновлении поставок гумпомощи
Армия
Силы ПВО за ночь уничтожили 170 украинских дронов над регионами России
Спорт
Гол россиянина Торопченко помог «Сент-Луису» обыграть «Виннипег» в игре плей-офф НХЛ
Мир
Сенатор США раскритиковала минеральную сделку из-за риска начала войны
Мир
Politico указала на совмещение Рубио двух должностей после отставки Уолтца
Мир
СМИ сообщили об участии ВСУ в лондонском параде в честь 80-летия Дня Победы в Европе
Общество
Юрист предупредила о возможной уголовной ответственности за сбор ценных грибов

«Мы следим за этой сделкой «Роснефти»

Вице-президент ТНК-BP Дмитрий Устинов — о том, что ждет российский рынок авиатоплива после прошлогоднего коллапса
16
«Мы следим за этой сделкой «Роснефти»
Вице-президент ТНК-BP Дмитрий Устинов. Фото: ТНК-BP
Выделить главное
Вкл
Выкл

Российский рынок услуг по поставкам авиатоплива после прошлогоднего коллапса находится на пороге серьезных реформ, направленных на его либерализацию. Дмитрий Устинов, отвечающий за развитие нового бизнеса вице-президент ТНК-BP, которая на днях закрыла крупную сделку по покупке топливозаправочного комплекса в аэропорту Екатеринбурга, рассказал «Известиям» о нынешнем состоянии рынка, об отношении бизнеса к инициативам государства, а также о том, что могло стать причиной проблем с двигателями у самолетов, вылетающих из Шереметьево.

— Осень прошлого года показала, что рынок услуг по хранению и заправке авиационного топлива еще крайне слабо развит. Вы для себя сделали выводы?

— Я бы не сказал, что это была какая-то чрезвычайная ситуация. В любом рыночном сегменте периодически случаются события, когда сходятся ряд субъективных факторов, влияющих на спрос и предложение. Из таких ситуаций надо извлекать правильные уроки. Могу сказать, что мы проанализировали причины и сделали соответствующие выводы. Наша задача — обеспечить надежные поставки топлива клиентам, регулируя объем предложения в соответствии с рыночным спросом и не допуская перекосов ни в ту, ни в другую сторону. 

Наша главная стратегия состоит в том, что мы как производитель хотим работать напрямую с конечными потребителями, которыми выступают авиакомпании. Мы против посредников в цепочке поставок в виде трейдеров с непонятными функциями.

 - Одна из идей правительства касается отделения от топливозаправочных комплексов функции  заправки самолетов. Это разве не снизит привлекательность предложений нефтяных компаний, которые больше не смогут обеспечивать комплекс услуг?

- Работа правительства, которая ведется в этом направлении, абсолютно правильная. Я считаю, что ТЗК должны отвечать только за хранение топлива. А нефтяным компаниям надо бороться не за владение ТЗК, а, повторюсь, за конечного потребителя, где и должен сформироваться конкурентный рынок. Нефтяные компании в конкурентной борьбе выигрывают у ТЗК, потому что они обладают как экспертизой, так  и  возможностями для осуществления масштабных инвестиций.

Уже сегодня на московском авиаузле при желании любая нефтяная компания может получить доступ «в крыло», независимо от того, кому принадлежит ТЗК. У нас, в частности, есть доступ ко всем трем московским аэропортам через карточки хранения в ТЗК. Таким образом, у нас есть доступ ко всем авиакомпаниям, которые здесь базируются.

- Если ТЗК, по Вашему мнению, должны заниматься только хранением топлива, а Вам важен прямой контакт с конечным потребителем, зачем тогда совершаете новые покупки? Я имею в виду свежую сделку по ТЗК в екатеринбургском аэропорту «Кольцово».

- Я не отрицаю, что ТЗК остается привлекательным активом, но, в то же время, не надо преувеличивать его значение в области авиатопливообеспечения.

Переговоры по ТЗК Кольцово с переменным успехом у нас длились очень долго. В 2008 году финансовый кризис внес свою лепту. Активы тогда настолько упали в цене, что владельцы ТЗК сказали, что за такие деньги не готовы его продавать. Но сейчас мы наконец сумели договориться. Сделка на сегодня закрыта. Цена составила $100 млн. Считаем, что этот актив отвечает нашей стратегии и удобен для нас по логистике.

Наш инвестиционный план предполагает направление в течение трех лет примерно $20 млн на модернизацию существующего комплекса.

В связи с приобретением ТЗК Кольцово мы уже в этом году нарастим производство авиакеросина на нашем заводе в Нижневартовске в два раза - до 200 тыс тонн. Это позволит обеспечить надежность  поставок топлива.

- Он стал вторым ТЗК, приобретенным компанией. А первый был куплен еще год назад в аэропорту Шереметьево. Уже приступили к его модернизации?

- Мы сейчас совместно с проектным институтом завершаем работу над проектом первой очереди реконструкции ТЗК Шереметьево, которую, надеюсь, начнем в этом году.  Инвестиции в модернизацию  на этом этапе составят $15-20 млн, а завершение ожидается в 2013 году. Потом приступим к следующему этапу реконструкции. До конца 2014 года планируем в целом вложить около 2 млрд рублей. Мы не захотели делать сразу полную реконструкцию, так как это привело бы к ограничению отпуска топлива. Считаем, что все работы должны идти безболезненно для бизнеса и для авиакомпаний.

- Это будут инвестиции ТНК-BP?

- Да, это будут инвестиции ТНК-BP.

- Я уточнил это, поскольку активом в Шереметьево ТНК-BP владеет в равных долях с  партнером. Можете сказать об этом партнерстве несколько слов?

- Наше совместное предприятие с партнером («ТНК-Шереметьево» - «Известия») было создано очень давно. Для нас создание СП было интересным, потому что  открывало для компании новые возможности. У партнера был опыт работы в авиационном бизнесе и влияние на рынки. На тот момент нам были необходимы определенные знания как в области продвижения продуктов, так и в сфере работы с авиакомпаниями. Поэтому создание СП позволило нам ускорить свое продвижение на рынке.

С  партнером мы вместе поставляли топливо не только в Шереметьево, но и в ряде других аэропортов. Потом появилась возможность приобрести ТЗК Шереметьево, и мы это сделали вместе. Это было равное финансовое участие двух партнеров. Наши отношения определены акционерным соглашением.

- В каком сейчас статусе находится сделка по выкупу у партнера доли в «ТНК-Шереметьево»? И не привязана ли эта сделка к инвестициям в ТЗК Шереметьево?

- Нет, это не связанные события. Все обязательства, которые СП взяло при покупке, будут выполнены. Что же касается нашего партнера, то, если мы договоримся о выкупе его доли, - нам это будет интересно. Если поступит другое предложение, в любом другом месте, например, во Внуково, Домодедово, Пулково, Сочи или еще где-то, где наши заводы рядом – нам это тоже будет интересно. Мы будем это рассматривать, потому что это наш профильный бизнес. Логистическая доставка продукта в эти точки нам интересна. Мы можем это сделать эффективно.

- Шереметьево планирует продавать свою оставшуюся долю в 25% в ТЗК Шереметьево. Вам это будет интересно?

- Я несколько раз слышал об этом, но никаких официальных заявлений и официальных писем ТНК-BPне получала. Если мы получим предложение, то думаю, мы будем его рассматривать.

-Какая у компании сейчас доля рынка в столичных аэропортах?

- На московский рынок мы поставляем авиационное топливо с двух  нефтеперерабатывающих заводов – Рязанского и Ярославского. Во Внуково мы начали работать совсем недавно, поэтому наша доля там пока в районе 5-7% от общих поставок топлива. В Домодедово мы поставляем в районе 20-30% топлива. В Шереметьево наша доля за счет контрактов с «Аэрофлотом» и Минбороны составляет примерно 40-50%. Долгосрочные контракты у нас также есть с «Трансаэро» и «Вим Авиа».

- Вы сказали, что вам интересны активы во Внуково и Домодедово. Ведете переговоры по ТЗК?

- Мы ведем переговоры. Но, надо понимать, что переговорный процесс имеет свои особенности - переговоры идут, потом делается пауза, потом следует продолжение. Интересны ли нам приобретения? Да, они нам интересны. Мы – нефтяная компания, и умеем  работать с активами. Если видим точки взаимодействия с сегодняшними владельцами ТЗК, то готовы вести переговоры и идти вместе. Но, повторюсь, у нас уже есть допуск «к крылу» во Внуково и Домодедово. Это дает нам возможность исполнять наши стратегические цели – работать напрямую с авиакомпаниями.

- В самом конце года было объявлено о приобретении "Роснефтью" 50% акций в ТЗК Внуково. Получается, ваши ценовые предложения на тот момент оказались хуже?

- Мы отслеживаем эту сделку "Роснефти". Пока публичного объявления о закрытии сделки не было. Когда печать будет поставлена, деньги переведены, тогда можно будет обсуждать ее параметры.

- Вы  сказали об интересе ТНК-BPк региональным проектам. Сейчас как раз уникальный момент. Государство готово помогать нефтяным компаниям с развитием топливозаправочного бизнеса в аэропортах, в том числе оказывать поддержку в части строительства альтернативных ТЗК.  Или Вы снова долго будете присматриваться, пропуская вперед "Роснефть" и "Лукойл"?

- Мы ведем переговоры с «Базелом» по участию в ТЗК, расположенных во всех пяти аэропортовых активах компании на Юге России, Они нам интересны – пока мы обсуждаем цены, объемы поставок. Ничто не покупается быстро. Другие нефтяные компании тоже находятся в переговорной стадии.

Сейчас преждевременно делать предположения о том, сколько переговоры будут вестись и к чему мы в итоге придем.

Как правило, нам более интересен готовый ТЗК. Ты его купил - и с завтрашнего дня начал работать. Но если мы понимаем, что какой-то актив не продается, то всегда есть опция строительства альтернативного ТЗК. Это второй пункт всех наших переговоров в любых аэропортах.

- У «Аэрофлота» за последнее время было уже несколько случаев выключения в полете двигателей на самолетах семейства AirbusA320. И подозревают некачественное топливо в Шереметьево. Вы разбирались в этой ситуации?

- Мы провели скрупулезную внутреннюю проверку, и у нас нет никаких сомнений в качестве авиатоплива.  Мы соблюдаем  самые высокие международные стандарты в части проверки и допуска керосина к крылу. Все наши техпроцессы и оборудование сертифицированы, на заводе имеются все арбитражные пробы. Мы поставляем топливо из одного резервуара в разные аэропорты, поэтому любой вопрос качества топлива проявился бы сразу у нескольких клиентов. Но этого нет. Мы не получали никаких претензий от авиакомпаний.

Расследованием ситуации занимается Росавиация и Минтранс. Мы, со своей стороны, предоставляем все документы, которые у нас запрашивают. В любой момент готовы присоединиться к комиссии, если нас пригласят. Готовы встречаться и обсуждать все  вопросы по этой ситуации, потому что максимально заинтересованы в поиске настоящей причины неполадок. Согласен, что первой должна быть отработана рабочая версия, связанная с топливом. Но, насколько я помню, все последние инциденты, с двигателями самолетов, начинались с версии топлива, однако истинная причина в итоге оказывалась совсем другой. Нельзя сбрасывать со счетов и вопросы технического обслуживания двигателей.

- Как будет расти доля компании на рынке заправки авиатоплива? С кем из авиакомпаний ведутся переговоры?

- Доля ТНК-ВР на российском рынке сейчас составляет от 15% до 18%. Мы планируем довести ее в ближайшие 5 лет до по меньшей мере 30%. Наши планы развития строятся на основании потребностей клиентов, их намерений по расширению бизнеса. Мы более половины объемов топлива продаем по долгосрочным контрактам «в крыло». И с каждым годом эти объемы увеличиваются. 

Могу сказать, что развивать долю рынка мы будем не только за счет собственного продукта, но и за счет взаимовыгодного сотрудничества с игроками на рынке. Поясню, как это будет работать. ТНК-ВР совместно с авиакомпанией будет определять точки, куда она летает. И для тех аэропортов, где поставка нашего топлива экономически и логистически неэффективна, будем покупать продукт у другой нефтяной компании, открывать карточку хранения в соответствующем аэропорту и осуществлять заправку самолетов авиакомпании в соответствии с контрактом. И тоже самое сможет делать и  любая другая нефтекомпания.

 Расскажите в завершение о планах компании на этот год...

- В 2011 году на наших заводах были произведены 1,4 млн тонн авиакеросина, в том числе 1 млн тонн на Рязанском НПЗ, 300 тыс тонн – на ярославском «Яносе» и порядка 100 тыс тонн – на Нижневартовском НПЗ.

Мы планируем к 2016 году увеличить производство авиационного горючего более чем на 30% - до 2-х млн тонн. Производство в Рязани вырастет в полтора раза до 1,5 млн тонн, на «Яносе» останется на уровне 300 тыс. тонн, а в Нижневартовске удвоится.


Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности