Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Военные в ДР Конго заявили о предотвращении попытки госпереворота
Мир
Американский актер Дэбни Коулман скончался на 93-м году жизни
Мир
В результате столкновения судов на Дунае погибли два человека
Мир
Глава МО Британии назвал причину отказа ФРГ передать Taurus Украине
Мир
В МИДе выразили соболезнования в связи со смертью посла Гондураса в РФ
Мир
На Украине допустили риск потери крупнейшего металлокомбината из-за мобилизации
Мир
Президент Грузии попросила Макрона приехать
Экономика
Россия вошла в топ-10 по темпам роста экономики в XXI веке
Мир
Хиросима и Нагасаки выразили Вашингтону протест из-за ядерного испытания в Неваде
Мир
В Австрии задержали 14-летнюю девочку по подозрению в подготовке теракта
Происшествия
ВСУ атаковали беспилотником микроавтобус с мирными жителями в Херсонской области
Спорт
В забеге на пять км в Москве победила участница сборной России Петрова
Мир
В МАГАТЭ пообещали назвать виновника обстрелов ЗАЭС при наличии доказательств
Армия
ВС России отбили пять контратак штурмовых групп ВСУ в Харьковской области
Общество
В Москве скончался посол Гондураса Эльвир Сальгадо
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрывах в Харькове
Мир
Bloomberg отметило проблемы с поиском работы у украинских беженцев в Великобритании

Джеймс Нэрмор сложил кубик Кубрика

Первая монография о великом режиссере на русском языке вышла в количестве 2001 экземпляра
0
Обложка книги Джеймса Нэрмора «Кубрик»
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Издательство Rosebud Publishing, специализирующееся на выпуске книг о кино, продолжило свою просветительскую миссию, выпустив в свет работу Джеймса Нэрмора «Кубрик». В оригинале озаглавленная «О Кубрике», книга была опубликована в 2007 году и выдержав два англоязычных издания, появилась в России.

Стэнли Кубрик вряд ли нуждается в представлении. Его имя известно даже людям далеким от кино, а фильмы не потеряли актуальности. То, что «Кубрик» Нэрмора - всего лишь первая монография режиссера на русском языке, факт сколь удивительный, столь и печальный.

Издательство Rosebud Publishing одно из немногих пытается изменить невеселую ситуацию в жанре спецлитературы о кино. Причем, в отличии, например, от НЛО, пытающего занять эту нишу, выпуская книги российских авторов, Rosebud работает исключительно с высококачественной переводной литературой.

До сих пор в библиотеке издательства выходила почти исключительно «классика»: автобиография Луизы Брукс «Лулу в Голливуде», «Знакомьтесь – Орсон Уэллс» Питера Богдановича, этапная работа о немецком киноэкспрессионизме «Демонический экран» Лотте Айснер и блистательная книга интервью «Знкомьтесь – Вернер Херцог» Пола Кронина.

“Кубрик” от прочих книг режиссерской серии Rosebud отличается форматом. Впервые это не сборник интервью, а полноценное киноведческое исследование, оформленное в жанре на редкость увлекательного и ненавязчивого чтения. Автор – Джеймс Нэрмор, профессор университета штата Индианы, пришел в кино из литературоведения. Сделал себе имя монографией об Орсоне Уэллсе, работами о “нуаре” и отражении модернизма в массовой культуре. Исследователю с таким культурным багажом мимо фигуры Стэнли Кубрика никак не пройти.

В мастерски написанном предисловии автор предлагает взглянуть на предмет своего исследования как на «последнего модерниста». Свое право увидеть Кубрика под этим углом Нэрмор подкрепляет целым набором косвенных улик, среди которых и пристрастие Кубрика к эпохе венского модерна, в частности к творчеству Макса Офюльса, и его экранизация «Новеллы снов» Артура Шницлера, ставшая завещанием мастера.

Хотя сам Нэрмор предпочитает закончить книгу не «Широко закрытыми глазами», а главой об «Искусственном разуме» - картине, замысел которой Кубрик вынашивал 30 лет и которая вышла в прокат 2 года спустя после его смерти. Доказывая тезис о "последнем модернисте" Нэрмор анализирует стиль Кубрика, обнаруживая в нем все необходимые черты - холодную отстраненность, эстетское внимание к деталям, гротеск и пессимистичный взгляд на исторический прогрес.

Свой кубик Кубрика Нэрмор собирает из венского модернизма, нуара и черного юмора, нанизанного на нить классического фрейдизма. Благодаря Нэрмору, Кубрик предстает не просто гениальным режиссером и выдающимся продюсером, сумевшим сохранить право на «Я» в условиях переламывающей любые хребты голливудской индустрии, но и разносторонне образованным интеллектуалом, наследником Орсона Уэллса и тонким знатоком Фрейда.

С едва уловимым надменным профессорским лоском и с видимым удовольствием Нэрмор комбинирует популярную критику и серьезный анализ. Не упуская при этом возможности подкрепить ладно скроенную теорию фактами. Житейские анекдоты цементируют непрочный каркас киноведческого повествования, превращая его в убедительный железобетонный монолит.

После блистательной первой части, где Нэрмор показывает себя великолепным знатоком нуара и информированным историком кино, книга вдруг теряет в фактической основательности, дрейфуя в сторону чистой аналитики. Автору, впрочем, надо отдать должное: дрейфует он красиво, а очевидный фактологический дефицит», возникающий во второй части, умело компенсирует широтой энциклопедических знаний.

Комментарии
Прямой эфир