Охтинский мыс поделят между «Газпромом» и археологами

Охтинский мыс не станет парком и архитектурно-ландшафтным музеем, как мечталось петербургским градозащитникам. Позиция «Газпрома» возобладала, и теперь на месте, некогда отведенном под офисную башню, начнут возводить деловые центры и элитное жилье. Однако «газпромовским» застройщикам все-таки придется потесниться: современные здания предстоит размещать среди «выявленных объектов археологического наследия».
Такая ситуация нарисовалась после того, как в начале марта городской комитет по государственному использованию и охране памятников (КГИОП) признал устье Охты «достопримечательным местом» и распорядился внести его в региональный реестр культурного наследия. Вариант, что называется, компромиссный: вроде и культурную ценность признали, а с другой стороны, именно этот статус и был нужен «Газпрому», потому что именно он позволяет вести на территории, в свое время выкупленной под небоскреб, хозяйственную деятельность и строительство.
Что, в общем, неудивительно: решение КГИОП основывается на результатах историко-культурной экспертизы, проведенной еще в прошлом году по заказу «Охта-центра». А кто «музыку заказывал», тот ее и получил. Специалисты экспертной группы выдали заключение, что памятник «Охтинский мыс: культурный слой V тысячелетие до нашей эры — ХХ век» достоин только звания «достопримечательное место». И хотя возводить 400-метровую «кукурузу» в качестве офиса «Газпрома» компании запретили, строить высотные объекты в пределах городского регламента на Охте теперь позволяется.
Напомним, что в октябре выводы экспертизы, проведенной на деньги «Газпрома», обсуждались на городском Совете по сохранению культурного наследия — «Известия» писали об этом. Группа из трех человек справилась с «газпромовским» заданием за две недели, побывав на Охтинском мысу только один раз. При этом ни один из трех приглашенных в комиссию экспертов не являлся профессиональным археологом. Видимо, по этой причине «никаких наземных частей крепостей обнаружить не удалось». А консервацию останков археологических объектов эксперты признали «практически неосуществимой», о чем и выдали пространное заключение.
Члены «наследного» Совета с выводами экспертной группы не согласились и порекомендовали правительству города организовать еще одну, независимую экспертизу — не по заказу владельца территории, а от Министерства культуры. Конечным итогом исследований известнейший в Петербурге археолог Анатолий Кирпичников назвал тогда создание на Охтинском мысу архитектурно-ландшафтного парка.
Почему не удалось провести эту — вторую — экспертизу, а для окончательной оценки решено было воспользоваться результатами «заказной», в КГИОП «Известиям» комментировать отказались. Но тут нелишне вспомнить, что Георгий Полтавченко, когда занял пост губернатора, перевел это ведомство под свое личное кураторство. Обосновал он свой шаг высоким значением этого подразделения для города, считающегося культурной столицей страны. Так что решение о «достопримечательном месте», безусловно, было согласовано с губернатором. Градозащитники предполагают, что таким образом наследник Валентины Матвиенко учел позицию «Газпрома», весьма заинтересованного в строительстве на Охте коммерческих объектов, ведь в участок, некогда отведенный под башню, компания уже вложила 7 млрд рублей. И теперь эти деньги «Газпром» намерен вернуть.
Впрочем, начинать стройку на Охте пока рано. Градозащитники и археологи, что называется, «подсуетились» и успели внести в решение КГИОП свои, как теперь выяснилось, весьма принципиальные коррективы.
— В последний момент в текст распоряжения удалось внести пункт 3.6 о том, что при разработке режимов содержания этого достопримечательного места следует учитывать находящиеся на его территории археологические объекты, — рассказал «Известиям» заведующий сектором археологической архитектуры Эрмитажа Олег Иоаннисян (на заседании Совета при обсуждении итогов экспертизы он выступал в качестве рецензента). — Поэтому сейчас все только начинается. Если в документе упомянуты археологические объекты — по моему мнению, их пять, — то обязательно потребуется установить границы каждого и внести их в федеральный реестр объектов археологии.
До того, как это будет сделано, стройка на Охтинском мысу не начнется. Впрочем, работа по определению границ объектов, подлежащих охране, уже начата, сообщил Иоаннисян. Эту же информацию в понедельник подтвердили и в «Общественно-деловом центре Охта».