Французам не удалось взять «тулузского маньяка» живым

Штурм начался в 11.29 в четверг по указанию министра внутренних дел Франции Клода Геана. Министр лично руководил операцией по поимке Мера, подозреваемого в серии убийств в Тулузе и окрестностях. Перестрелка длилась несколько минут, после чего бойцы вошли в помещение. Они обнаружили «тулузского маньяка» мертвым.
— С Мера не было никаких контактов с 22.45 вчерашнего вечера, — напомнил Клод Геан. — В ходе последних переговоров он заявил, что передумал сдаваться и умрет с оружием в руках. Мы даже не исключали, что он мог покончить жизнь самоубийством.
Осада дома, где укрылся Мухаммед Мера, продолжалась почти 33 часа. Переговоры, которые с ночи вторника вели с ним эксперты-психологи отряда RAID, зашли в тупик. В итоге спецназ изменил тактику и более не вел душеспасительных бесед с убийцей, вооруженным автоматами и гранатами.
И все же Геан повторял, что приоритет — взять его живым.
Выяснилось, что молодой француз алжирского происхождения в свое время отказался от предложения наставников–салафистов стать «камикадзе с бомбой». Так что вариант самоподрыва был исключен. Спецназу была поставлена цель: сделать для него условия пребывания в состоянии пассивной обороны невыносимыми.
С вечера была прекращена подача в квартиру воды и электричества, ночью уличное освещение всего квартала было отключено. Полиция в 23.30 произвела три взрыва: сделан проем в стене, разрушены дверь на лестничной клетке и оконный проем в квартире, чтобы увеличить для снайперов сектор обстрела на случай штурма.
В квартире было отключено отопление, температура сравнялась с уличной, и спать Мухаммеду в холоде было явно неуютно. Каждые три часа спецназ взрывал светошумовые гранаты, чтобы оказывать на него психологическое давление. Последние взрывы раздались в 6.30.
Такие гранаты — это спецсредство несмертельного действия, предназначенное для оказания светозвукового воздействия на правонарушителя с целью временного психофизиологического (отвлекающего и ошеломляющего) и механического иммобилизующего действия для временного вывода его из строя.
Президент Николя Саркози провел бессонную ночь. На утреннем заседании совета министров он поблагодарил спецслужбы за блестящую работу по поиску преступника и выразил надежду, что его скоро арестуют, чтобы допросить и в последующем судить. Установлено, что он готовил еще два покушения.
Между тем прокурор Парижа Франсуа Мелен, ведущий следствие, сообщил, что спецслужбы наблюдали за подозреваемым, который дважды выезжал в Афганистан.
— Первый раз он совершил поездку на свои средства. Он находился в зоне, контролируемой пуштунскими племенами, — Вазиристане. Там он и получил спецподготовку в лагере у салафистов. Второе пребывание в 2011 году было сокращено, так как он подхватил гепатит и вынужденно вернулся во Францию на лечение. Он жалеет, что не успел совершить еще больше убийств, и хвалится, что «поставил Францию на колени», — сказал Мелен.
Установлено, что Мухаммед Мера пытался поступить на службу во французскую армию и подавал заявки в два армейских бюро набора в Иностранный легион. Однако в обоих случаях ему отказали из-за имевшихся судимостей и психической неуравновешенности. 23-летний киллер считает себя членом «Аль-Каиды» и явно имеет связи с радикалами из числа салафистов и джихадистов. Полиция очень рассчитывала допросить живого Мера на предмет наличия единомышленников на юге Франции.
Однако российские эксперты считают, что операция в Тулузе была неоправданно затянута.
— Мне трудно вообще назвать то, что происходило в Тулузе, спецоперацией. По большому счету это нескончаемый сериал непонятно чего, — говорит президент Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Сергей Гончаров. — Я всегда считал, что во Франции есть серьезные спецслужбы. Но если в происходящем были задействованы их сотрудники, то всё, что они сделали, это, грубо говоря, не от большого ума.
В частности, эксперт указал как на очевидную ошибку, что, имея информацию о наличии у преступника автоматического оружия, полицейские стучали в его дверь и спрашивали: «Можно ли войти?» В результате ранения получили три силовика.
Во всех спецподразделениях мира, как утверждает Гончаров, действует негласное правило: условия террористов не выполняются. Переговоры нужны только для выяснения определенных оперативных комбинаций или для того, чтобы определить тактику захвата или уничтожения. Все эти обстоятельства вполне можно было выяснить: злоумышленник блокирован уже более 30 часов.
Ветеран «Альфы» считает, что происходящее в Тулузе шоу имело прямое отношение к избирательной кампании. Каждый из кандидатов — и Саркози в первую очередь — старался повернуть ситуацию в свою пользу. Поэтому «сериал» и продолжался так долго.